Примерное время чтения: 6 минут
234

Сыграть бы Азу! 79-летний педагог мечтала сыграть цыганку в народном театре

АиФ-Челябинск №48 30/11/2016
Разия Ахметовна (справа) вжилась в роль колхозницы. Ружьё, что у  неё в руках, в отличие от чеховского в спектакле не стреляет.
Разия Ахметовна (справа) вжилась в роль колхозницы. Ружьё, что у неё в руках, в отличие от чеховского в спектакле не стреляет. / фото Александра Фирсова / АиФ

Ей почти 80 лет, она ходит, опершись на палочку, но все болезни и, кажется, даже годы слетают с неё, словно пыль, лишь только речь заходит о сцене, ролях - о театре.

Суп из топора

Разия Ахметовна родилась в Сибири, в землянке, в семье врага народа - раскулаченного аргаяшского бая.

«Мой дед окончил медресе в Троицке. Человеком был верующим, образованным и богатым. Он построил мечеть и держал лавку, а также обрабатывал землю. По-сегодняшнему - и предприниматель, и фермер. Семью выслали в 1931 году», - вспоминает Разия.

Построили землянку. После шести лет жизни на выселках в Прокопьевске родилась наша героиня. Поселение было настолько маленькое, а жизнь такая сложная, что о театре тогда никто и не мыслил. Не думала о театре и Разия. Она о нём даже не знала. Но в забытую всеми сибирскую глубинку прислали учительницу из Москвы.

«Теперь, когда за моими плечами 55 лет педагогического стажа, я понимаю, что за женщина была моя первая учительница Валентина Дмитриевна. Это была женщина с высшим образованием и высокими культурными ценностями. Чтобы показать нам театр, она вывозила нас в город. Мы же смотрели только фильмы у передвижной кинобудки про Зою Космодемьянскую и Алексея Мересьева.

Однажды в школе сделали сценку «Щи из топора». Я была заворожена и самим действом и игрой актёров. Может быть, спектакль так запомнился мне из-за голода. Как это - сварить суп из ничего? Так я и влюбилась в театр», - улыбаясь, говорит Разия Ахметовна.

Театр оказался самой большой и единственной любовью Разии Худайбердиной. Детей и мужа у неё нет.

Милость Мельпомены

С тех пор она не мыслила своей жизни без похода в театр. В 1957 году Разия с семьёй приехала в Аргаяш. Юная особа, к тому времени поступившая в пединститут, не пропускала спектакли заезжих театров, с любопытством смотрела постановки местной самодеятельности.

В одной из таких постановок на сцену вышла местная учительница, и в сознании Разии случился очередной переворот: оказывается, актёрские качества есть у многих. И даже вполне по силам вести уроки, а после работы спешить в театр на читки и репетиции. К тому времени Разия уже стала директором аргаяшской школы № 2. А однажды в район с гастролями приехал Салаватовский народный театр. В поисках новых актёров заглянули в школу. Разия предложила несколько кандидатур, а про себя сказать постеснялась.

«Как-то зашла к ним на репетицию. Посмотрела, как работают на сцене мои учителя. Порадовалась за них. А в день премьеры прибегает ко мне худрук заезжего театра и слёзно умоляет: мол, выручите, голубушка, актриса эпизодической роли заболела. Так я и сыграла свою первую роль на сцене», - вспоминает Худайбердина.

В составе народного театра Аргаяша Разия Ахметовна с самого его основания, с 1989 года. В репертуаре уникального театра - пьесы классиков башкирской драматургии. Среди них - «Башкорт туй» («Башкирская свадьба»), «Он вернулся», «Башмачки» и многие другие. А исключительность театра в том, что со сцены звучит только башкирская речь. Именно этой особенностью аргаяшский театр приятно поразил и покорил членов жюри всероссийского театрального фестиваля, проходившего в Иваново.

Впрочем, энтузиасты Аргаяшского башкирского народного театра нередко замахиваются и на европейских классиков. Одна из любимых пьес самодеятельных актёров - комедия Карло Гольдони «Слуга двух господ». Народный театр исколесил с гастролями многие города и сёла Челябинской области, с успехом выступали самодеятельные артисты и на сценах соседнего Башкортостана.

Для работы в театре Разия Ахметовна научилась читать на родном языке.

«До работы в театре я могла только понимать башкирский язык и разговаривать на нём. А тут нужно читать и учить роль. Пришлось выучиться. Эти знания мне помогли в жизни. Я стала директором башкирского педучилища, которое просуществовало в Аргаяше 15 лет», - говорит она.

Бесплатные премьеры

К бывшим студентам башкирского училища обращаются и сегодня. В театре нехватка актёров, особенно мужчин. А воспитанники Разии Ахметовны прекрасно владеют языком, и художественный вкус имеется. Ведь учила их женщина, влюблённая в театр! Специально для студентов педагог организовывала бесплатные выезды на премьеры Челябинского драмтеатра.

В копилке народного театра множество побед и призовых мест на фестивалях театрального творчества. Жюри не раз говорили, что театральным подмосткам России не хватает именно такого самобытного коллектива из Аргаяша. При таких словах Разия Ахметовна всегда вспоминает роль, которую ей так и не довелось сыграть.

«Я побывала в большинстве театров Москвы, когда ездила на курсы повышения квалификации. Удалось достать билеты и в Большой, и в Малый. На всю жизнь запомню, как приехала в челябинскую филармонию без билета, чтобы увидеть выступление Махмуда Эсамбаева. Отстояла огромную очередь и вымолила лишний билетик у незнакомки перед самым концертом. Ездила на премьеры спектаклей даже в Уфу, но один спектакль особенно запал мне в душу. Житомирский театр показывал «Цыганку Азу» - я была на всех его показах в Челябинске. Цыганка Аза - это моя театральная мечта, непокорённая вершина», - рассказывает 79-летняя Разия Ахметовна с грустью, но не с сожалением.

Кстати

25 ноября в Аргаяшском народном театре была премьера - «Повисла радуга над землёй». Спектакль по пьесе Амины Яхиной самодеятельные артисты подготовили всего за месяц. Режиссёр Юлия Саубанова приехала из Башкортостана. В основе спектакля - жизнь простых колхозниц, трёх подруг преклонного возраста. Главная героиня по имени Рахия потеряла на войне отца и братьев. Всю жизнь трудилась в родном колхозе, в своё время была депутатом, заслужила множество грамот. Но так и не нашла свою любовь, прожила жизнь в одиночестве. Своего жениха Рахия проводила на фронт, где он пропал без вести. В финале пьесы появляется радуга, которую переходят герои, как символ поворота к лучшей жизни.

«АиФ-Челябинск» в социальных сетях:

Twitter аккаунт; страница ВКонтакте; профиль на Facebook.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах