Примерное время чтения: 8 минут
4719

Александр Ширвиндт: «Нашему менталитету кризис ближе, чем достаток»

АиФ-Челябинск №48 25/11/2015
фото Владимира Федоренко / РИА Новости

В Челябинске с гастролями побывал Московский академический театр сатиры во главе со своим худруком Александром Ширвиндтом. Корреспондент «АиФ-Челябинск» поговорил с ним о кризисе, сатире и о фильме «Ирония судьбы».

Сколько развелось сатириков?

Наталья Зверева, «АиФ-Челябинск»: Александр Анатольевич, вы ведь в Челябинске не впервые?

Александр Ширвиндт: Нет, конечно. В Челябинске я пятый раз, а первый был, когда вы ещё три раза не родились. В 1959 году вы ведь ещё не родились? Вот в 59-м и был.

- В нашем городе вы представили спектакль «Орнифль», в главных ролях вы с актрисой Верой Васильевой. Вам уже 81 год, а Вере Кузьминичне - 90. Не думали освежить состав?

- Пока нет. В этой пьесе Ануя заложено, что персонажи должны быть несвежими. Там сказано: «Господь отворачивается от людей старше 70». Я старше 70. Конечно, играть до упора молодых героев нельзя. В прошлом сезоне я снял с репертуара спектакль «Кабала святош», потому что я играл в нём 53-летнего Мольера. А играть 53-летнего, когда тебе самому уже 80? Как-то стыдно.

- Как худрук Театра сатиры, вы должны иметь своё мнение относительно того, что сегодня называют сатирой.

- Да уж, сатириков в наше время развелось море. Нельзя, нельзя печь сатирические шоу как блины! Хотя встречаются ведь очень способные ребята. Я, например, следил за возникновением «Уральских пельменей», знаю, что это дико трудолюбивая компания. Но когда они начинали, всё у них было мило, красиво и азартно, а сейчас они превратились в таких нахально-профессиональных мастодонтов. Вспоминаю себя в их возрасте и наше пребывание на телевидении, когда, прежде чем сказать слово, нужно было тысячу раз подумать, можно ли его говорить. Да, мы ухитрялись при этом шутить, но у нас не было такого раскрепощения, порой доведённого до абсурда!

Я очень люблю Юру Гальцева, Колю Баскова, Ваньку Урганта, все они патологически одарённые люди. Я говорю им только одно: не лезьте всюду, нельзя! Помню, Мишке Полицеймако набили морду в передаче «На ринге». Я ему говорю: «Мишенька, морда - это же твой хлеб! Чё ж ты лезешь, раз не умеешь?!» Нет, лезет, лишь бы себя показать! Возьмите Максима Галкина - ведь какой умница! Но зачем так распылять свою суть? Зачем стоять и судить непрофессиональные ледовые побоища артистов?! Какой телеканал ни включишь - бесконечные жюри. Сидят в жюри целыми днями. Есть люди, которые переползают от одного жюри к другому. Не осталось места, где бы не сидели Гусман или Геночка Хазанов…

За что подвесили Вассу?

- В своё время Театр сатиры был рекордсменом по количеству запрещённых спектаклей. Сегодня о временах строгой цензуры забыто напрочь?

- Было бы что запрещать. Драматургии сегодня нет. Мне, конечно, не нравится, когда талантливые молодые режиссёры наизнанку переворачивают классику. Мне не интересно, когда всё время за ж…пу подвешивают Вассу Железнову. В марте наш театр устроил конкурс на драматическое сатирическое произведение. Пришло 97 пьес, из них до третьей страницы можно было дочитать только десять. Вот такая жуть. У нас огромная талантливая страна, но где эти Салтыковы-Щедрины и Гоголи?! Их нет, и это ужасно.

- Александр Анатольевич, не за горами Новый год, поэтому не могу не спросить про «Иронию судьбы», хотя понимаю, что подобные вопросы вам, скорее всего, изрядно надоели.

- Валяйте смело. Я даже кокетничать не стану: не надоел мне ни этот фильм, ни всё то, что с ним связано.

- Вы могли себе представить, когда участвовали в съёмках, что лента станет эпохальной?

- Нет. Мы просто хотели подарить людям праздник, совсем без политики, что по тем временам было немало, хотели, чтоб лента получилась весёлой, доброй, вот и весь замах. Всё остальное - случай, везение. Бывают фильмы, где узнаваемы актёры, бывают - режиссёры, их почерк, творческая манера, а в этой ленте - точная узнаваемость советского, да и нынешнего российского быта. Потому он так любим и сегодня, потому и лёг так на души людей.

- В вашей жизни Новый год - значимый праздник?

- А я сегодня только и отмечаю, что дни рождения оставшихся в живых друзей и Новый год. Поэтому Новый год для меня главный праздник. По молодости были у нас какие-то шуточные тусовки постоянные, а сейчас всё это ушло. Добраться бы до дачи, встретиться в кругу семьи да досидеть до середины «Огонька», чтоб только сил хватило, - такие нынче праздники.

- В «Иронии» герои напиваются в бане. А вы сами-то баньку любите?

- Очень люблю. Но меня уже, знаете, иногда пускают, иногда нет. Вот недавно попробовал, зашёл, а потом долго думал, выйду или не выйду.

Когда съедим сырок «Дружба»?

- Вот вы жалуетесь на возраст и здоровье. А мы привыкли вас видеть с трубкой. Вы курить бросили?

- Бросал несколько раз, недавно опять запретили. Я собрал полное собрание сочинений анализов мочи и поехал к какому-то академику, к которому меня сын записал. И вот академик спрашивает: «Сколько вам лет?» - «Да вот, говорю, 400 будет». - «Мы, значит, ровесники, я младше вас на год». Когда он увидел мою папку анализов, взмахнул руками: «Умоляю, уберите!» Мне это уже понравилось. «А что у вас?» Я говорю: «Во-первых, коленки болят утром». - «А у меня, наоборот, вечером. Что ещё?» - «Одышка». - «Ну, это нормально». - «Я стал быстро уставать». - «Правильно. Я тоже. В нашем возрасте так и должно быть». И я успокоился. Раз уж академик медицины чувствует себя так же, как и я, то о чём тогда говорить? На прощание я сказал, что бросил курить. Он посмотрел на меня через золотые очки: «Дорогой мой, зачем? В нашем возрасте ничего нельзя менять и ничего нельзя бросать. Доживаем как есть». Я поцеловал его в грамоты и ушёл. Гений! А если бы он стал читать мою мочу…

- Вернёмся к репертуарному театру. Какие времена сегодня он переживает? Видимо, нелёгкие, если на официальном сайте Театра сатиры размещено объявление об отмене сразу нескольких спектаклей во второй половине ноября.

- Просто у нас грядёт премьера, понимаешь? Мы отменили три детских спектакля и два взрослых не из-за каких-то катаклизмов, а чтобы можно было спокойно репетировать.

До вас мы были в Екатеринбурге. Я смотрел телевизор в номере - всё время шла бегущая строка, и я насчитал аж шесть объявлений о приездах антреприз. Борьба с антрепризами - это горе. Казалось бы, люди уже должны обожраться созерцанием двух стульев на сцене и трёх якобы звёзд. Ан нет! С театрами, сегодня, конечно, перебор. Но и это понятно: все хотят жить. Времена-то тяжёлые, что тут скрывать. Кризис. При этом сверху идёт чёткая установка: не сеять панику, не волновать людей понапрасну. Тебе заплатили зарплату в полтора раза меньше, а ты ходи радостный, словно проявил сознательность и накупил гособлигаций. Подобное уже было в нашей истории.

Я очень надеюсь на кризис. Мне кажется, он ближе нашему менталитету, чем достаток. Когда настроили плечо в плечо особнячков, наставили у подъездов «хаммеров» - Россия потеряла лицо. А сейчас надо потихонечку возвращаться к частику в томате и сырку «Дружба»… Ведь это было не так давно. И вкусно.

Досье

Александр Ширвиндт. Родился в Москве в 1934 году в семье скрипача, его отец играл в оркестре Большого театра. В 1956-м окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина и был принят в труппу Театра-студии киноактёра. В 1957 году поступил в труппу Театра им. Ленинского комсомола и зачислен в штат киностудии «Мосфильм». С 1969-го - актёр Московского драматического театра на Малой Бронной. С 1970 года - актёр Московского академического театра сатиры. С 2000-го до настоящего момента является художественным руководителем Московского академического театра сатиры.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах