Балет
Главное событие в культурной жизни города – Фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой» для меня, как и многих других поклонников таланта этой единственной, до конца не разгаданной русской танцовщицы, завершился.
Последние поклоны участников финального Гала–концерта, подношение цветов, долгие приветствия зрителей, казалось бы, закончили торжественную встречу балетоманов с искусством, которому Катя (как ее называли во всем мире) отдала всю свою жизнь. Но вдруг артисты расступились, открывая большой экран, на котором под звуки музыки стали появляться портреты танцовщицы – один другого лучше. А все «звезды российского балета» склонились в низком, грациозном reverance (поклоне), обращенном в этот раз только к ней, точнее – к ее портрету. Все цветы также по воле артистов легли к очаровательному облику, запечатленному неизвестным нам фотографом. Возникла трогательная, до слез пробирающая картина прощания и светлой памяти о той, кто добрые, порой наивные, волшебные балеты одушевлял, превращая в исповедальные откровения.
Но это лишь последние мгновения большого концерта 20 мая в оперном театре. Прежде мне удалось посетить 18 мая «Вечер одноактных балетов» Екатеринбургского академического театра оперы и балета на сцене нашего главного музыкального театра, 19 мая – премьерные спектакли Театра современного танца «Поцелуй меня дважды» и «S elevant… («Возвышаясь над...») на сцене Драматического молодежного театра.
Приезд соседей из Екатеринбурга стал дружеским визитом со щедрыми подношениями. Во–первых, екатеринбуржцы привезли на Южный Урал знаменитые «Пять танго» Астора Пьяццоллы в постановке нидерландского хореографа Ханса ван Манена, прославившегося этой работой еще в 70–е годы прошлого столетия. Во–вторых, показали нам легкий, веселый спектакль на серьезную тему о стремлении человека добиться своего места в обществе. И, если он видит свободное место, должен его занять. Тем более, что место соседа ему, бесспорно, кажется лучшим. Создателем такого балета на музыку австрийских композиторов Франца Йозефа Гайдна и Франца Шуберта стал 28–летний хореограф из Санкт–Петербурга Константин Кейхель, который назвал свое пластическое высказывание «Вакансия». Приятное впечатление, оставленное «Вакансией», сохранит в памяти новое для меня имя молодого балетмейстера. В–третьих, коллектив познакомил челябинцев со своей главной гордостью – одноактным балетом «Вариации Сальери», поставленным на музыку Антония Сальери художественным руководителем балета Вячеславом Самодуровым.
Еще до приезда в наш город доходили слухи, что в Екатеринбурге появился балетмейстер, поколесивший по миру, теперь возглавил труппу, навел порядок. А когда шла трансляция по телевидению награждения Национальной театральной премией «Золотая маска–2014»,то поразило обилие наград, обрушившихся на балет «Вариации Сальери». Елена Воробьева, которая раньше украшала южноуральскую труппу, стала победительницей в номинации «лучшая женская роль в балете». Отрадно, что одаренный человек заслуженно отмечен престижной наградой. Победителем в номинации «лучшая работа хореографа» стал постановщик Самодуров. В номинации «Лучший балетный спектакль» вновь – «Вариации Сальери». И вот – он на сцене нашего театра. Являя собой зримое подтверждение рождения нового долгожданного произведения, способного украсить репертуар любой технически сильной труппы. Музыкальная основа постановки – веселая, бесшабашная старинная испанская танцевальная мелодия фолии. Ее вариации послужили хореографу вдохновляющим стимулом для создания многообразных сольных, парных, массовых танцев, сочиненных в виртуозном стиле. И с каким достоинством и блеском артисты справились со всеми сложностями хореографического текста (!), превратив «Вариации…» в откровение 6–го Фестиваля.
Современный танец
Необходимо заметить, что особенностью сегодняшнего Фестиваля–посвящения Максимовой стало участие в нем трех балетных трупп из Уфы, Челябинска, Екатеринбурга. Случайно или осознанно наряду с фестивальными показами хореографических произведений на сцене Челябинского оперного на другой сценической площадке – Драматического молодежного театра – наш «золотомасочный» коллектив Современного танца предложил своим ценителям новую программу.
Однако, всё по порядку
Так случилось, что мне давно не удавалось посетить и посмотреть спектакли Театра современного танца. Потому с неподдельным интересом я отправилась на встречу с премьерными работами Елены Пришвицыной, Владислава Морозова, Марии Грейф, Андрея Зыкова. Ожидая, после знакомых сочинений Ольги и Владимира Поны, открытий иных тем, образов, пластических красок. Конечно, после зрительских аншлагов в оперном публики в молодежном театре оказалось немного. Но чувствовалось, что это истинные знатоки, заполнившие постепенно почти весь зрительный зал. Программу открыл одноактный спектакль «Поцелуй меня дважды». Под звуки фонограммы с музыкой Two figers, Skincoge, Aphex Twin, Ryoji ikeda (музыкальный оформитель Александр Цыпунов), в облаках загадочного света, так часто используемого на современной сцене (световое оформление А. Скрыпник), рядом с изогнутым стержнем торшера одинокая, мятущаяся фигура Женщины – Елены Пришвицыной. Вскоре появляется энергичный, самоуверенный Мужчина – Владислав Морозов. И стремительно перед зрителем разворачивается 35–минутная цельная пластически завершенная исповедь Мужчины и Женщины, наполненная оттенками самоиронии, грусти, печали, шуточной забавы, раздумий о жизни. Если в первом спектакле два хореографа являлись и постановщиками, и исполнителями одновременно, то во втором – Мария Грейф с Андреем Зыковым «рассказали» свои истории в союзе с девятью другими танцовщиками. Их сочинение под названием «Возвышаясь над…» длилось 45 минут, сопровождалось фонограммой (Ф. Шопен, А. Хачатурян, М. Рихтер, М. Айшем, Японские барабаны), световым оформлением (А. Скрыпник). Стильные, прекрасно созданные костюмы украсили спектакль. И на мой внутренний вопрос, откуда такая изысканность, я нашла ответ в программе: «Спектакли созданы при поддержке Фонда Михаила Прохорова». Похвальная сторона деятельности Фонда…
Размеры моих заметок не позволяют более подробно рассказать о новом создании Театра современного танца. Но не оценить удачно решенные сцены невозможно. Особенно хорошо хореографы и артисты работают с предметами (в обоих спектаклях). У Грейф и Зыкова – со стульями. Кульминацией пластического высказывания хореографов стало для меня адажио на маленьком пространстве стула, будто вобравшем в себя всю суть поэтического видения художников, создающих пластическую картину замедленного полета над обыденностью.
На следующий вечер, присутствуя на параде звезд балета, я обратила внимание, каким огромным успехом сопровождалось выступление солистов челябинского балета лауреата международного конкурса Ясуоми Акимото и дипломанта международного конкурса Томоми Ито. Они исполнили концертный номер, поставленный дипломантом международного конкурса Марией Грейф на музыку М. Рихтера «Ноябрь». В нем тоже стул удачно обыгрывался в танце японской пары… Тот третий вечер в театре оперы и балета дал возможность наслаждаться искусством премьеров и прим ведущих театров России –БОЛЬШОГО, МАРИИНСКОГО, МОСКОВСКОГО ИМЕНИ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО и В. И. НЕМИРОВИЧА–ДАНЧЕНКО.
Одновременно можно было видеть танец Марии Александровой, Дарьи Павленко, Натальи Крапивиной, Владислава Лантратова, Георги Смилевски, Антона Корсакова, Ясуоми Акимото, Татьяны Предеиной. Однако среди первоклассных артистов балета наилучшими для меня стали в па де де из «Сильфиды» Ясуоми Акимото и Татьяна Предеина в дуэте с Александром Цвариани в хореографической миниатюре Владимира Васильева «Элегия» на музыку С. Рахманинова. В нем Татьяна сумела ближе всего подойти к законченному и совершенному образу, созданному когда–то Катей. А все лучшее и запоминающееся в творчестве Максимовой непременно связано с телевизионными, театральными работами главного мужчины в ее жизни, «первого среди первых» танцовщика–художника Владимира Васильева. Его присутствие рядом с Катей памятно всем. Зрители и артисты балета Челябинска – не исключение. Кому–то, возможно, посчастливилось видеть их на сцене. Кто–то помнит эту знаменитую пару у «станка» или на репетиции в балетном классе. Другие – в ложе театра на том или ином спектакле. Майский вечер Гала–концерта «В честь Екатерины Максимовой» начинался тоже с телеграммы от Владимира Васильева. В ней он приветствовал участников Фестиваля, зрителей, собравшихся в зале, организаторов памятных Вечеров, просил прощение за отсутствие и благодарил южноуральцев за добрую память о Кате. Лилась музыка. За дирижерским пультом возглавлял оркестр Вячеслав Горбунов. А на экране продолжала «шествовать богиня».
Ее удаляющийся от нас силуэт сопровождал голос многими любимого артиста Валентина Гафта, читающего свое посвящение Е. Максимовой:
Всё начиналось с Фуэте,
Когда Земля, начав вращенье,
Как девственница в наготе,
Разволновавшись от смущенья,
Вдруг раскрутилась в темноте…
Вспомнились еще строки Гафта о Кате:
Ты – легкая, но с грузом всей Вселенной.
Ты – хрупкая, но крепче нет оси.
Ты – вечная, как чудное мгновенье
Из пушкинско–натальевской Руси.
Одним словом, как хорошо, что есть Фестиваль в нашем городе, посвященный БАЛЕРИНЕ.