«Наш» Ленин интересен тем, что вокруг него за последние полвека сложился ряд историй и легенд, в которых правда соседствует где-то с преувеличением и неточностями, а где-то - с художественным вымыслом.
Две кепки и Довлатов
Но давайте обо всём по по-рядку. Начнём с истории создания памятника.
«В начале 1950-х годов на том месте, где находится монумент, стоял обелиск с изображением профилей Ленина и Сталина. Это подтверждается архивными фотографиями, - рассказывает Юлия Краснова, директор Центра историко-культурного наследия Челябинска. - В то время обсуждался вопрос о том, что на площади должен стоять памятник героям Гражданской войны, но эта идея не реализовалась. В середине 50-х был объявлен государственный конкурс на лучший проект памятника Ленину. В нём приняли участие скульпторы и даже целые твор-ческие коллективы из Москвы, Ленинграда, Свердловска, Челябинска. Комиссия рассмотрела 18 конкурсных заявок, лучшим был признан проект Льва Головницкого. Затем в работе над проектом объединились скульпторы Виталий Зайков, Лев Головницкий и архитектор Евгений Александров. 5 ноября 1959 года состоялось торжественное открытие памятника вождю мирового пролетариата. А 7 ноября мимо монумента и центральной трибуны, на которой находилось областное и городское руководство, впервые прошли праздничные колонны».
У писателя Сергея Довлатова в рассказе «Номенклатурные полуботинки» есть история о том, как на открытии памятника в Челябинске якобы случился конфуз: у бронзового Ленина обнаружилось две кепки - одна на голове, другая в руке.
На самом деле исторические реалии мало совпадают с рассказом Довлатова. Да и сам челябинский памятник не похож на тот, что описан у Довлатова: «Правая рука его указывала дорогу в будущее». Миф этот вполне мог родиться из рассказов художников и скульпторов про поточный метод изготовления гипсовых «лениных» для ДК и санаториев. Но Челябинск тут точно ни при чём.
А внизу - буфет
Кстати, внутри постамента было обустроено небольшое помещение с буфетом и туалетом. О том, как оно появилось, позже в своих воспоминаниях рассказал архитектор Евгений Александров: «Тогдашние руководители области пожаловались, что проводят они во время демонстраций по три-четыре часа на трибунах и никаких бытовых удобств рядом нет. Необходимо было сделать их внутри постамента. Я, конечно, был против. Это же осквернение памятника! Но они поступили по-своему. Внутри постамента оборудовали небольшой буфет, туалет, посадили постового, чтобы охранял. Да ещё и отопление провели».
В 1970-е годы в этом помещении из-за короткого замыкания случился пожар. После этого происшествия его закрыли и забетонировали. О пожаре уже на следующий день оперативно сообщил «Голос Америки». Правда, там «слегка» преувеличили размеры бедствия и сказали, что пожар уничтожил памятник. В общем, в этой новости была ровно половина правды: да, пожар был, но памятник не пострадал.
Сколько метров в высоту?
Как ни странно, но в разных источниках нет единства по поводу высоты монумента. Так, из статьи в «Википедии» мы узнаём, что скульптура Ленина - 5 метров, а постамент - 10 метров. Энциклопедия «Челябинск» приводит такие цифры: «Высота более 18 метров (постамент с трибуной - 10 м, скульптура - 8 м 20 см)». В других краеведческих материалах появляется цифра 17,5 метра.
«Планировалось, что высота памятника будет 7 метров, - рассказывает Юлия Краснова. - Бронзовая статуя была отлита в Ленинграде. В силу какого-то технического сбоя в процессе изготовления она «подросла» на 1 метр 20 см, и её высота составила уже 8 метров 20 см».
Таким образом, наиболее близки к истине размеры памятника, указанные в энциклопедии «Челябинск».
Ленин и торговый комплекс
«При строительстве на площади Революции подземного торгового комплекса «Никитинский», конечно, возникал определённый риск нарушения целостности памятника, - считает Юлия Викторовна. - Всё-таки там был огромный котлован, а восьмиметровая бронзовая статуя весит несколько тонн, плюс ещё постамент».
По мнению моей собеседницы, памятник выдержал соседство с масштабной строй-кой, потому что, во-первых, городские власти учитывали вопрос сохранности памятника при строительстве. Во-вторых, он стоит на прочных грунтовых почвах. В-третьих, грамотное архитектурное решение монумента также является элементом защиты при внешних воздействиях.
«Важно помнить, что на состояние памятников тоже влияют природные и экологические факторы, - говорит Юлия Краснова. - Если за ними не следить и вовремя не реставрировать, то они начинают разрушаться».
Памятник хотели сносить?
В середине 1990-х годов периодически поднимался вопрос о возможном сносе монумента или его перемещении в другое место. В 1997 году благодаря постановлению губернатора Петра Сумина памятник признали объектом культурного наследия регионального значения и поставили на государственную охрану. Последняя по времени серьёзная реконструкция состоялась в 2001 году.
«Конечно, со временем памятники Ленину, сделанные из непрочных материалов - гипса, бетона, разрушаются естественным путём, - говорит Юлия Краснова. - Но сносить памятники, представляющие художественную ценность и созданные талантливыми скульпторами и архитекторами, мы не имеем права. Это в первую очередь памятник Ленину на площади Революции и мавзолей Ленина на Алом поле.
Памятники - это маркеры значимых мест, людей и событий. Они несут определённые смыслы и образы, они становятся отражением эпохи. Если мы начнём сносить памятники в угоду идеологическим установкам, то лишимся целостной исторической памяти».