«Наш» Ленин интересен тем, что вокруг него за последние полвека сложился ряд историй и легенд, в которых правда соседствует где-то с преувеличением и неточностями, а где-то - с художественным вымыслом.
Две кепки и Довлатов
Но давайте обо всём по по-рядку. Начнём с истории создания памятника.
«В начале 1950-х годов на том месте, где находится монумент, стоял обелиск с изображением профилей Ленина и Сталина. Это подтверждается архивными фотографиями, - рассказывает Юлия Краснова, директор Центра историко-культурного наследия Челябинска. - В то время обсуждался вопрос о том, что на площади должен стоять памятник героям Гражданской войны, но эта идея не реализовалась. В середине 50-х был объявлен государственный конкурс на лучший проект памятника Ленину. В нём приняли участие скульпторы и даже целые твор-ческие коллективы из Москвы, Ленинграда, Свердловска, Челябинска. Комиссия рассмотрела 18 конкурсных заявок, лучшим был признан проект Льва Головницкого. Затем в работе над проектом объединились скульпторы Виталий Зайков, Лев Головницкий и архитектор Евгений Александров. 5 ноября 1959 года состоялось торжественное открытие памятника вождю мирового пролетариата. А 7 ноября мимо монумента и центральной трибуны, на которой находилось областное и городское руководство, впервые прошли праздничные колонны».
У писателя Сергея Довлатова в рассказе «Номенклатурные полуботинки» есть история о том, как на открытии памятника в Челябинске якобы случился конфуз: у бронзового Ленина обнаружилось две кепки - одна на голове, другая в руке.
На самом деле исторические реалии мало совпадают с рассказом Довлатова. Да и сам челябинский памятник не похож на тот, что описан у Довлатова: «Правая рука его указывала дорогу в будущее». Миф этот вполне мог родиться из рассказов художников и скульпторов про поточный метод изготовления гипсовых «лениных» для ДК и санаториев. Но Челябинск тут точно ни при чём.
А внизу - буфет
Кстати, внутри постамента было обустроено небольшое помещение с буфетом и туалетом. О том, как оно появилось, позже в своих воспоминаниях рассказал архитектор Евгений Александров: «Тогдашние руководители области пожаловались, что проводят они во время демонстраций по три-четыре часа на трибунах и никаких бытовых удобств рядом нет. Необходимо было сделать их внутри постамента. Я, конечно, был против. Это же осквернение памятника! Но они поступили по-своему. Внутри постамента оборудовали небольшой буфет, туалет, посадили постового, чтобы охранял. Да ещё и отопление провели».
В 1970-е годы в этом помещении из-за короткого замыкания случился пожар. После этого происшествия его закрыли и забетонировали. О пожаре уже на следующий день оперативно сообщил «Голос Америки». Правда, там «слегка» преувеличили размеры бедствия и сказали, что пожар уничтожил памятник. В общем, в этой новости была ровно половина правды: да, пожар был, но памятник не пострадал.
Сколько метров в высоту?
Как ни странно, но в разных источниках нет единства по поводу высоты монумента. Так, из статьи в «Википедии» мы узнаём, что скульптура Ленина - 5 метров, а постамент - 10 метров. Энциклопедия «Челябинск» приводит такие цифры: «Высота более 18 метров (постамент с трибуной - 10 м, скульптура - 8 м 20 см)». В других краеведческих материалах появляется цифра 17,5 метра.
«Планировалось, что высота памятника будет 7 метров, - рассказывает Юлия Краснова. - Бронзовая статуя была отлита в Ленинграде. В силу какого-то технического сбоя в процессе изготовления она «подросла» на 1 метр 20 см, и её высота составила уже 8 метров 20 см».
Таким образом, наиболее близки к истине размеры памятника, указанные в энциклопедии «Челябинск».
Ленин и торговый комплекс
«При строительстве на площади Революции подземного торгового комплекса «Никитинский», конечно, возникал определённый риск нарушения целостности памятника, - считает Юлия Викторовна. - Всё-таки там был огромный котлован, а восьмиметровая бронзовая статуя весит несколько тонн, плюс ещё постамент».
По мнению моей собеседницы, памятник выдержал соседство с масштабной строй-кой, потому что, во-первых, городские власти учитывали вопрос сохранности памятника при строительстве. Во-вторых, он стоит на прочных грунтовых почвах. В-третьих, грамотное архитектурное решение монумента также является элементом защиты при внешних воздействиях.
«Важно помнить, что на состояние памятников тоже влияют природные и экологические факторы, - говорит Юлия Краснова. - Если за ними не следить и вовремя не реставрировать, то они начинают разрушаться».
Памятник хотели сносить?
В середине 1990-х годов периодически поднимался вопрос о возможном сносе монумента или его перемещении в другое место. В 1997 году благодаря постановлению губернатора Петра Сумина памятник признали объектом культурного наследия регионального значения и поставили на государственную охрану. Последняя по времени серьёзная реконструкция состоялась в 2001 году.
«Конечно, со временем памятники Ленину, сделанные из непрочных материалов - гипса, бетона, разрушаются естественным путём, - говорит Юлия Краснова. - Но сносить памятники, представляющие художественную ценность и созданные талантливыми скульпторами и архитекторами, мы не имеем права. Это в первую очередь памятник Ленину на площади Революции и мавзолей Ленина на Алом поле.
Памятники - это маркеры значимых мест, людей и событий. Они несут определённые смыслы и образы, они становятся отражением эпохи. Если мы начнём сносить памятники в угоду идеологическим установкам, то лишимся целостной исторической памяти».
Аркаим не закрывают!
За уборку памятника Ленину заплатили миллион рублей
«Мёртвые» проекты. Каким хотели сделать Челябинск советские архитекторы
Активисты «АрхиСтража» встали на защиту исторических памятников Челябинска