Однако многие интересные проекты советского времени так и остались только на бумаге.
Библиотечный городок
Первый проект помещений Областной научной библиотеки разработали ещё до войны. Комплекс зданий должен был занять целый квартал. Архитектор запланировал просторные абонементы и читальные залы, зимний сад и открытую внутреннюю площадь для литературных праздников, места для клубов и кинотеатра. Сегодня даже имени первого автора проекта не сохранилось – он был объявлен «врагом народа» и репрессирован.
Только в 1952 году был утверждён современный проект «Публички». Челябинские архитекторы Борис Петров и Мария Мочалова постарались сохранить стройность и пропорциональность центрального здания, а вот от всех остальных построек пришлось отказаться. В ходе строительства проект лишился ещё нескольких «излишеств» – декоративных фигур на фронтоне, памятника первой учительнице и фонтанов перед входом.
«Каменный цветок»
Именно так описывают Дворец бракосочетаний, каким его задумали в генплане 1967 года. Здание необычной формы должно было расположиться примерно посередине улицы Кирова между кинотеатром «Родина и Кукольным театром.
А вот как Дворец виделся архитекторам изнутри: «Ковровая мозаичная дорожка, начинающаяся еще на улице, от подъезда, приведет молодоженов сначала в специальные комнаты жениха и невесты, затем в круглый высокий зал, где с высоты 20 метров яркие солнечные лучи высвечивают торжественное место — стол для регистрации брака. Залы шампанского, комнаты депутата и фотографов, киоски сувениров и цветов — все будет к услугам новобрачных. Родители и друзья смогут со специальных мест в зале и на антресолях любоваться церемонией бракосочетания».
Город–сад
Грандиозны были планы архитекторов и в озеленении города. Помимо скверов и декоративных аллей практически у каждого общественного здания, зелёный бульвар шириной 40 метров собирались разбить на последнем отрезке проспекта Ленина (общая ширина улицы в этом месте увеличивалась до 95 метров). Широкая зелёная полоса с пешеходной зоной должна была протянуться вдоль набережной Миасса до парка Гагарина.
Автомобильные потоки при этом планировалось пустить под землёй. Саму реку собирались расширить до 280 метров и сделать пригодной для маломерных судов, а недостающую воду по особой системе каналов подвести аж из Уфы. Главная водная артерия города должна была также обзавестись парадной гранитной набережной с лодочными пристанями.
Дом советов
По генплану 1936 года центральное административное здание города впечатляющих размеров должно было расположиться в глубине площади Революции. После войны проект пересмотрели: теперь Дом советов виделся архитекторам высотным зданием. Вместе с ним был запроектирован весь комплекс зданий площади, но воплотить градостроительную мысль в реальность так и не удалось.
В генплане 1967 года на привычном нам месте уже намечен драматический театр, а Дом советов перенесён на набережную Миасса по соседству с ДС «Юность». Однако вскоре выяснилось, что необходимости в столь крупном административном центре нет – у всех ведомств уже имеются просторные и удобные помещения.
Ценности не представляют
Сегодня челябинцы гордятся дореволюционной застройкой в центре города, а советские архитекторы видели в старинных зданиях досадную помеху. Картинную галерею и филармонию собирались снести ради парадного вида на реку с площади Ярославского. Чтобы разбить парк между улицами Цвиллинга и Кирова, последнюю нужно было расширить в 2–3 раза, а для этого – снести «не имеющие никакой художественной ценности» постройки.
Планируя единый по стилю ансамбль площади Революции, архитекторы предполагали разрушение Народного дома – современного ТЮЗа. А для развития Металлургического района по одному из генпланов нужно было практически полностью вырубить Каштакский бор.