Челябинск, 6 декабря, АиФ-Челябинск. Официально звание народного артиста России присвоено органисту в 2010 г., неофициально – гораздо раньше многочисленными ценителями его таланта и мастерства.
А это и коллеги (среди которых именитые мэтры), и рядовые слушатели. «25 лет вместе…» – так озаглавил свой юбилейный вечер, состоявшийся 25 ноября в Челябинском зале камерной и органной музыки, Владимир Хомяков.
Над суетой
Действительно, вместе – и те, и другие – все мы. Зал переполнен – переаншлаг, билетики «стреляют» уже на подходах к нему. Вспомним, что столетие назад это здание, возведенное в память убитого народовольцами императора-освободителя Александра II, было освящено как одна из православных церквей Челябинска.
Алое поле (сердце города, детский парк), главной доминантой которого оно является, благодаря удачному расположению и реставрации/реконструкции здания в концертный зал областной филармонии (в середине 1980-х) – вот уже четверть века постоянный культурный магнит городской интеллигенции, мгновенно реагирующей на анонсы концертов органной музыки. Каждый из них – событие, и это аксиома, независимая от состояния погоды, настроений власть предержащих и иных катаклизмов.
Известно, что в случае форс-мажорных обстоятельств в первую очередь будут спасать… нет-нет, не роддома и детсады, не больницы и школы, но государственные архивы! А вот поклонники органной музыки, ее постоянные слушатели, узнав, к примеру, о наступлении пресловутого конца света, наверное, не задумываясь слетелись бы на Алое поле к своему любимому «Ойле», чтобы уберечь орган от возможных напастей. Ведь он и его адепты собирают вместе, объединяют духовно, поднимают над суетой вот уже несколько поколений – как самих музыкантов, так и поклонников органного искусства.
Именно поэтому в мае 2010 г. многие из них пришли на митинг-концерт в защиту челябинского органа, поскольку оказались, мягко говоря, озадачены решением «в короткий срок» передать местной епархии здание, в котором в 1987-м был установлен этот концертный инструмент. Просьба/наказ патриарха Кирилла, прозвучавший во время визита главы РПЦ в Челябинск, был немедленно услышан областными руководителями, решение о возвращении храма верующим принято сразу и бесповоротно.
История с будущим переносом органа, конца которой мы пока не знаем, достаточно драматична для культурного сообщества, и дай Бог, чтобы она действительно не превратилась в очередную трагедию, связанную с духовным наследием в нашем Отечестве. Ведь главное, при одном и том же инструменте (в данном случае органе), главное, краеугольное – это резонатор органа, которым является зал или помещение, в котором тот установлен. И, конечно, архитектура, а вместе с ней и акустика, существенно отличаются в том и ином случаях.
Одно дело – православный храм и совсем другое – культурно-досуговое учреждение, коим предстоит и в дальнейшем служить зданию бывшего к/т «Родина», перестраиваемому в настоящее время в филармонический зал. Именно там, по решению южноуральских чиновников, определено местожительство органа, построенного “Hermann Eule” («Герман Ойле») – одной из лучших на сегодня германских органостроительных фирм, создающих инструменты для России.
На вечере, конферанс которого взял на себя юбиляр и во многом благодаря этому провел его в исключительно дружественной обстановке, В. В. Хомяков рассказал, в частности, о том, что недавно совершил поездку в Баутцен (Саксония), на ту самую фирму, где встречался с ее директором Иржи Коцоуреком – главным экспертом в деле переноса челябинского органа. Начало процедуры переустановки (включает демонтаж, монтаж, настройку-интонировку), которое было переназначено на конец апреля 2013 г., вновь перенесено – теперь на конец августа 2013-го (при этом окончание всех работ ожидается 20 декабря 2013 г.).
Но последнее возможно лишь при условии полной готовности самого здания, иначе опять будет отложено. Это вполне разумно – заинтересованные стороны не торопятся «избавиться» от органа в здании бывшего храма, хотя внутри него второй год совершаются церковные службы, пусть и при незначительном числе верующих.
Но вернемся к творческому вечеру Владимира Хомякова. Нельзя не отметить, насколько лаконично и даже изысканно была выстроена его программа. «Всего» 4 произведения отобрал органист для первого, «исполнительского» отделения. Это классическая музыка – как западноевропейская (Б. Маттер и И. С. Бах), так и русская (М. Мусоргский и С. Прокофьев).
Причем «Ночь на Лысой горе» Мусоргского и «Наваждение» Прокофьева были представлены в транскрипции для органа В. Хомякова. Это яркие, контрастные по темпам и настроениям и, несмотря на академическую форму, очень современные сочинения. Воистину космический Мусоргский и вполне хард-роковый Прокофьев (ассоциации с клавишными Джона Лорда из «Deep Purple») – когда лишний раз убеждаешься, что орган отнюдь не статичный инструмент, а настоящая машина времени.
Во втором отделении новейшая музыка – авторские композиции и импровизации самого юбиляра. И здесь музыкант отдает предпочтение стихии динамичной и остросюжетной, философской и соразмерной бегу стремительного XXI века – музыке, целиком захватывающей слушателя. В ответ на заявку из зала («Токката и фуга ре минор») – неожиданный Бах в ритме латиноамериканской самбы. Музыкант словно иронизирует – не над тем, что исполняет, но над собой,ищет нестандартное прочтение вопреки устоявшимся органным формам и стилям.
Однако умеет быть и серьезным. В своих авторских опусах («Июльская импровизация», например) исполнитель изначально словно бы находится в состоянии сжатой пружины. Это комок нервов, сверхплотный сгусток пространства, который неумолимо раскручивается в богатейшую звуковую палитру, во множество почти зримых образов.
От ощущения трагичности человеческого бытия к переживанию космизма всего сущего. Кода – взрыв то ли вселенной, то ли состояния себя в ней, погружение в разреженность внеземного вакуума и финальный очищающий катарсис. Метаморфозы времени, сжатого до предела, концерт как обморок или крик, гимн или предупреждение живущим – и всё за какие-то полтора часа, не имеющие на самом деле временного диапазона. Отступает пространство, потому что нет и его.
В течение вечера – смена кадров на экране, сначала только черно-белых, потом цветных – уникальный ряд фотографий из личного архива органиста. Отдельная история, плоть жизни музыканта и его коллег. Узнавая каждое событие одно за другим, видя счастливые лица их участников и вспоминая имена, поражаешься, как много встреч, впечатлений и открытий, сколько самой разной музыки они подарили, какое множество человеческих судеб связано с челябинским органом, с концертным залом на Алом поле.
Сколько фантастически интересных концертов, захватывающих вечеров, неожиданно смелых проектов вместила в себя всего лишь какая-то четверть века. Сколько же нашей, родной, южноуральской истории в контексте истории российской, а может, общемировой, сосредоточено на этом крохотном пространстве – вокруг и возле «Ойле». Рядом с человеком, вдохнувшим в дерево и металл музыкального инструмента живую душу, щедро вложившим в него свои труд, талант и мастерство.