Челябинск, 15 ноября - АиФ-Челябинск.
Тёмные очки и кофта с капюшоном. Даже в таком виде каждый узнает «доктора Быкова». В суровый южноуральский город Иван Охлобыстин приехал с гостинцем - привёз новый фильм «Соловей-Разбойник». Там он и сценарист, и продюсер, и главную роль играет. На протяжении всей ленты современный Робин Гуд Севастьян Соловьёв размахивает золотыми «маузерами», убивает предателей и добивается расположения красавицы-певицы. Помогают восстанавливать справедливость на земле русской бесшабашному романтику бывший коллега и здоровяк-кузнец.
Иван Охлобыстин | |
---|---|
Иван (Иоанн) Иванович Охлобыстин — российский актёр, режиссёр, сценарист, драматург, журналист и писатель. Священнослужитель Русской православной церкви, временно освобождённый от служения. В настоящее время занимает пост креативного директора компании «Евросеть». За свою кинематографическую деятельность Иван Охлобыстин имеет 17 наград за лучшую режиссуру, 9 наград за лучшую актерскую роль и 21 награду за лучший сценарий. |
Несмотря на жесткий график, о фильме Иван Иванович успел поведать журналистам. Покорив своим обаянием всю аудиторию медийщиков, Охлобыстин пояснил сюжет картины и рассказал о своей любимой роли в кино.
- Вы сценарист и продюсер новой картины. Также главную роль тоже сыграли вы. Действовали по принципу: хочешь сделать хорошо - сделай всё сам?
Иван Охлобыстин: - Так получилось, что сценарий я написал лет семь назад, и он не был реализован. А потом усилиями нашего продюсера Любы Калинской это стало реальностью: она собрала коллектив очень неплохой, мы организовали студию. Я продюсер-то такой - только на словах.
- Как родилась идея связать сценарий фильма с русским фольклором?
И.О: - Кто-то сказал, не помню то ли Мадонна, то ли Стинг: неважно, ругают или хвалят. Главное, чтоб фамилию правильно писали. И связка с русским фольклором, в первую очередь,некий PR, нежели исторической ход. «Соловей-Разбойник» - сочетание такое известное, вот и привязалось. Реальная история Соловья-Разбойника никак в сценарии не использована. Я просто взял лейбл.
- А какие цели вы ставили и преследовали, работая над сценарием этого фильма?
И.О: - Любое художественное произведение обязано обладать педагогическим элементом. И хотя это так кисло звучит, на самом деле педагогика даже в том, когда что-то утверждаешь. Художник переваривает действительность и, преломляя через собственную личность, выдаёт её в том или ином виде: будь то фотография, стихотворение, или художественный фильм. И такой сверхзадачей было само произведение-приключение. Хотелось такого удалого, передающего русский дух приключения, которого не было со времен «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Егор Баранов | |
---|---|
Режиссёр, оператор. Родился в Екатеринбурге. В 2011 году закончил на красный диплом режиссерский факультет ВГИК. |
Посередине киноленты было много «пены» интуристской типа Гая Ричи и Квентина Тарантино, но у них нет такого бонуса, какой есть у нас. Сама удаль «абы за как». У американцев всё за деньги, а у нас просто за принцип. И, воспользовавшись этим предательским, но нам свойственным качеством бессмысленности и кровожадной удали, я сделал это кино. Я пытался сделать такой добрый микс. Конечно, базировался на каких-то предыдущих образцах, а также использовал европейский метод, но это использовал даже не я, а ваш земляк - Егор Баранов. Просто я, когда писал сценарий, пытался сделать диалоги нормальным русским языком. Причём художественным языком, а не добивался достоверности, чтобы речь звучала как на улице. Так не должно быть. Это получается уже «перевертыш»: искусство задаёт тон, жизнь принимает это, а не наоборот. Для документального кино хорошо, когда кто-то говорит ломко и некрасиво, а для художественного произведения важно, чтобы речь подчинялась единому эстетическому принципу.
- Вы уже сказали, что не использовали исторические моменты в кино, связанные с былиной о Соловье-Разбойнике, а есть ли пересечение других героев с какими-то былинными персонажами?
И.О: - Понимаете, есть набор стереотипов, какими должны быть герои. Предположим, тот самый знаменитый кадр из американского фильма: открываются двери машины и показывают вид выходящих сапог. Но это уже не принадлежит американскому вестерну, а принадлежит всей культуре. Также, как набор таких стереотипов: вот собирается команда, должен быть хитрый, умный, вертлявый...
У нас есть богатырь - его сыграл Сергей Бадюг, он кузнец. Куда же без богатыря? У нас бухгалтер - еврей по кличке «дебет». Ну как же без еврея-бухгалтера? Сыграл его Евгений Стычкин. У нас красотка ну как без красотки-оперной певицы. Эта роль досталась Оксане Фандера. И, конечно же, Игорь Жижикин - это что-то такое протокольно-правильное, серое, но мерцающее сталью. И он сыграл у нас агента N-7. Вот такой стереотипный набор.
Естественно, у нас есть сцена с выходом на заре, как в «Неуловимых мстителях»... Вот всё, как должно быть в жанре приключения. Иногда канонов нужно придерживаться, слишком долгие десятилетия мы стереотипы ломали, так поломали, что восстановить не можем, и вот тут восстановили.
трикстер | |
---|---|
Божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Божество-трикстер нарушает установления богов или законы природы, иногда злонамеренно, но при этом, как правило, добиваясь, пусть и неосознанно, какого-нибудь позитивного эффекта. |
- Можно ли воспринимать вашего соловья разбойника, как культурного героя, либо это персонаж новый, трикстер?
И.О: - В любом случае такой герой должен быть трикстером. Новое... аналогия всё равно будет проводиться, всё равно будут сравнивать. «Соловей» обладает опцией, которой могут обладать только предстатели земли русской - бесшабашной удалью, ни на чём не основанной. Главное тактика нашего персонажа - отсутствие любой тактики, этакий джаз-бандитизм. Я не скажу, что это новое, потому что нового ничего не бывает, всё базируется на чём-то уже предшествующем. Ну, в своём роде он да, новый, и он соответствует духу времени. Это бывший топ-менеджер, который буквально воспринял слова своего руководства: вгрызться волком-оборотнем в глотку реальности. Он и вгрызся.
- Участие Вадима Демчога в картине - это дань вашей дружбе с «Интернов» или безоговорочное признание его актерского таланта?
И.О: - И так, и так. Прежде всего, в фильме ограниченное количество персонажей, и надо отдать должное Вадиму, что, несмотря на свой шумный успех, он согласился на небольшую роль, в которой можно было бы использовать любого актёра. Но, тем не менее, это его милосердие по отношению к нам.
- Что общего у Соловья-Разбойника с другими персонажами, которых вам выдалось играть?
И.О: - Ну, биологическая структура, прежде всего, потому что это был я. Наверное, построение речи. Потому что такое построение речи свойственно мне. Это мой стиль. Мне свойственна речевая конструкция в несколько деепричастных оборотов с использованием либо неологизма, либо архаизма, что делает эти деепричастные обороты приземлёнными.
– Какие роли сыгранные вами ближе всего?
И.О: - Я - «вгиковец»(ВГИК - Всесоюзный государственный институт кинематографии) и принимаю, что кино - это не частное дело, это коллективный труд. Задача актера, предположим, заключается не в самореализации, а реализации задачи режиссёра, только он является настоящим автором. Даже задача сценариста - не высовываться. Вот за время нашей съемки я никогда своих претензий не предъявлял Егору.
Павел Лунгин | |
---|---|
Советский и российский сценарист и кинорежиссёр, лауреат Каннского кинофестиваля (1990), Народный артист России. Лауреат ЗОЛОТОГО ОРЛА в номинации «Лучший режиссёр» за фильм «Остров». Лауреат НИКИ в номинации «Лучший режиссёр» за фильм «Остров». Командор Ордена Искусств и литературы (Франци, 2010 год). С 2010-го года является президентом Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало». Офицер Ордена Почётного легиона(Франция, 2012 год). |
Что касается любимых ролей... На самом деле, любимая роль лишила меня возможности служить в церкви. Мне пришлось уйти сейчас под запрет, пока я снимаюсь в кино. Я честно сыграл в фильме «Царь» Лунгина вот такой образ, после которого добивался цели, чтобы зритель, посмотрев, когда моего персонажа жгут на костре - перекрестился. Вот это задача была моя актёрская. Я добился своего, но было много пустой критики. В век информационных технологий с критикой лезет много сумасшедших в эфир, и они не дают людям здравомыслящим высказаться, их-то забывают, но шум остаётся, и вот что-то возникло: ага, священнослужитель не может сниматься в кино. Чушь такая! Не пойму, с чем это связано, я же не в порно-фильме снялся.
В «Царе» я играл человека, который настраивал Ивана Грозного, и так болезненно отравленного, потерявшего любимую жену, живущего в окружении злобных бояр, и только с помощью своих опричников он смог перестроить и создать новый тип государственности российской, что позволило в будущем развиться нашей стране, в таком проевропейском ключе. И у меня задача была сыграть именно такого человека. Задача хорошего актёра, христианина - если тебе дают плохого человека, ты должен сыграть плохого, без всякого эзопова языка, что вот отрицательное обаяние - это предательское. Вот тебе дали сволочь играть - сыграй сволочь. Дали сыграть хорошего – не надо чупа-чупс играть, сыграй хорошего. Вот в этом задача христианина, в правде, а правда - есть Христос.
И вот когда набралась вся эта необоснованная критика, я тогда и попросил Патриарха на момент, пока снимаюсь, чтобы меня запретили. Чтоб не было бестолковой критики. Для меня это был болезненный процесс, он до сих пор для меня болезненный, но роль это моя любимая.
- Существует мнение о том, чем популярнее становится человек, тем больше он отдаляется от простого народа. Знаю, что это не про вас, но, тем не менее, как вы относитесь к своей собственной славе?
И.О: - Это гемор геморский. Когда я буду старичком, обязательно посвящу время составлению инструкции «Как выжить, если ты снялся в каком-нибудь сериале, после чего ты в каждой семье становишься дальним родственником».
Если раньше я здоровался через каждого человека, сейчас я уже здороваюсь по два раза с каждым. Я даже по Ницце иду, там каждый третий человек мне «здрасьте» говорит. Я не знаю, как к этому относиться, и не понимаю. Мы всё-таки очень зависим от обстоятельств, и я пытаюсь по максимуму это использовать для каких-то человеческих, полезных дел. Где-то что-то протолкнуть, кого-то куда-то устроить, правду какую-то сказать, то, что меня не посадили после «Доктрины»* - уже нонсенс. «Интерны» спасли меня от каталажки (смеётся). Я не знаю, как относиться к славе, я вообще люблю гулять пешком, марафонец по сути, могу 30 километров проходить.
Я никогда не парился на предмет известности и популярности, не потому что я хороший, а потому что я литератор, в первую очередь. Я из-за этого не стал режиссёром, мне больше нравилось писать сценарии. Но я очень доволен тем, что происходит сейчас со мной, я не беру во внимание шум весь этот, автограф-сессии – это понятно, это профессиональная составляющая, это необходимо. На самом деле мне больше по душе с детьми кататься на велосипедах. И это святая правда. Конечно, мне нравится смотреть кино, заниматься другими делами, но мы в павильонах «интернов» потихоньку сходим с ума.
Потому что раньше меня отпускали с 15:00 до 16:00 на обед, а сейчас я это время там же в павильоне даю интервью журналистам. Понимаю, что это их работа. Понимаю, что я обязан это делать. Я засветло просыпаюсь и затемно после семи поцелуев – это всё на что у меня остается время, ложусь спать. У меня нет личной жизни. Но это того стоит.
Интересные факты
Дома у Охлобыстина есть мини-коллекция ружей. Он состоит в Союзе охотников и рыболовов России, а кроме того — в Международной ассоциации айкидо кёку рэммэй. Увлекается ювелирным делом. Имеет разряд по шахматам. По политическим убеждениям является монархистом. Иван Иванович любит играть в шахматы, маджонг, WarCraft. Философскую литературу и жанр фэнтези, футурологические идеи Элвина Тофлера, в музыке — фолк-альтернативу, из напитков — абсент и черный чай пуэр, свежие булочки из муки грубого помола, принимать гостей, киберпанк, мобильные телефоны, часы.
Фильмография
1983 - Обещаю быть!
1989 Маркун
1989 - Разрушитель волн
1990 - Короткая игра
1991 - Нога - Валера Мартынов (под псевдонимом Иван Чужой)
1992 - Арбитр
1993 - Выходец из метро
1993 - Над тёмной водой
1994 - Хоровод
1995 Мания Жизели — Серж Лифарь (под псевдонимом Леопольд Роскошный)
1995 - Приют комедиантов
1996 - Мужчина для молодой женщины
1997 - Старые песни о главном 2
1997 - Кризис среднего возраста
1997 - Три истории
1997 - Мама, не горюй
1998 - Кто, если не мы
1999 - «8 1/2 $»
1999 - Максимилиан
2000 - ДМБ
2000 - Вместо меня
2001 - Даун Хаус
2001 - Чёрная комната
2001 - Гипноз
2007 - Заговор
2009 - Пуля-дура (части 2 и 3)
2009 - Шальной ангел
2009 - Питерские каникулы
2009 - Фига.Ro
2009 - Царь
2009 - Беляев
2010 - Москва, я люблю тебя!
2010 - Ирония любви
2010 - Псевдоним для героя
2010 - Дом Солнца
2010-2012 - Интерны
2010 - Реальные кабаны
2011 - Поцелуй сквозь стену
2011 - Служебный роман. Наше время
2011 - Generation П
2011 - Суперменеджер, или Мотыга судьбы
2011 - Мой парень - ангел
2012 - Чапаев Чапаев
2012 - Метод Фрейда
2012 - Соловей-Разбойник
Сценарист
1992 - Арбитр
1993 - Урод
1997 - Кризис среднего возраста
1999 - Дух
1999 - Максимилиан
2000 - ДМБ (фильм)
2001 - ДМБ-002 (сериал)
2001 - ДМБ-003 (сериал)
2001 - ДМБ-004 (сериал)
2001 - ДМБ-снова в бою (сериал)
2001 - Даун Хаус
2001 - Мусорщик
2001 - Праздник
2002 - Начало пути
2007 - Параграф 78: Фильм первый
2007 - Параграф 78: Фильм второй
2008 - Антикиллер Д.К: Любовь без памяти
2008 - Дом Солнца
2010 - Москва, я люблю тебя!
2010 - Партизаны (сериал)
2012 - Соловей Разбойник
Режиссёр
1988 - Чушь. Рассказ ни о чём (короткометражный)
1989 - Разрушитель волн (короткометражный)- курсовая работа во ВГИКе.
1992 - Арбитр
Озвучивание
2010 - Тростниковые жабы
2011 - Гремучка Джейк
2011 - Иван Царевич и Серый Волк
2012 - Снежная Королева - Тролль
2012 - Ледниковый период 4: Континентальный дрейф - Капитан Гатт