В лице челябинского автора-юмориста конфликт физиков и лириков оказался полностью исчерпан. Выпускник энергетического факультета ЧПИ 40 лет успешно совмещает писательскую деятельность и работу по специальности, полученной в вузе.
Карьера Анатолия Коломейского развивалась стремительно: сначала участвовал в выпуске факультетской стенгазеты «Энергетик», затем последовали репортажи и юмористические заметки в институтской многотиражке «Политехнические кадры». А вскоре состоялся успешный дебют в «Литературной газете». Друзья, увидев знакомую фамилию в легендарном «Клубе 12 стульев», удивлённо спрашивали: «Толя, это ты?»
Дон Кихот со справкой
Инна, Панкова, «АиФ-Челябинск»: Анатолий Михайлович, как же всё-таки удалось молодому неизвестному автору прорваться на страницы «Литературки»?
Анатолий Коломейский: В «Литературной газете» в начале 1980-х годов решили провести конкурс среди молодых авторов-юмористов. По аналогии с «12 стульями» назвали его «12 табуреток». В редакцию пошли тысячи и тысячи писем, их приносили в редакцию мешками. Видимо, такого сногсшибательного эффекта в «Литературке» не ожидали - подобный конкурс больше не проводили. Ну а я стал одним из победителей этого конкурса. Мой рассказ «Дон Кихот - 84» был напечатан на 16-й полосе, где был юмористический «Клуб 12 стульев» и где тогда печатались все мэтры жанра - от Михаила Жванецкого до Александра Иванова.
- Хотелось бы узнать краткое содержание вашего рассказа. Он же выдержал немыслимую конкуренцию.
- Чтобы понять смысл этого рассказа, надо вспомнить то время. Это была эпоха разгула всяческих справок, именно в те времена родилась присказка «Без бумажки ты букашка». Суть в том, что Дон Кихот постоянно должен отчитываться о количестве совершённых подвигов. Победил ветряную мельницу - неси бумажку, что ты её победил. В общем, рассказ высмеивал повсеместную бюрократизацию нашей жизни. С него началось моё многолетнее сотрудничество с «Литературной газетой». В 1980-е мои произведения регулярно печатали в «Литературке», там считали меня своим автором. Где-то в конце 80-х я решил, что написал уже приличное количество «творческой продукции» и отнёс свои рассказы в Южно-Уральское книжное издательство. Хотел издать книгу. Но в издательстве к моему творчеству от-неслись прохладно, написали мне убойную рецензию - такую, что впору было бросать писательство.
- То есть в «Литературной газете» ваши рассказы принимались и публиковались, а здесь их раскритиковали?
- Да, так всё и было. Это произошло потому, что в моих рассказах, как правило, создаются фантасмагорические ситуации - я использую такой литературный приём. А по мнению рецензентов, юмористический рассказ должен быть строго реалистичным. Никаких фантасмагорий! Отсутствие реализма и было главной претензией ко мне как к автору.
Гимн для ЮУрГУ
- Когда же вышла ваша первая книга?
- В 1992 году, в издательстве Южно-Уральского государственного университета вышла моя книга «Теория невероятностей». Я всегда старался не терять связь со своим родным вузом, ведь мои студенческие годы - это было незабываемое, увлекательное время! Ставил спектакли театр «Манекен», работала талантливая редакция многотиражной газеты, в институте был один из лучших клубов самодеятельной песни, выходила сатирическая газета «Баня». Когда её вывешивали в холле первого этажа и студенты начинали её читать, там такой хохот стоял! Многие из тех, с кем я познакомился в студенческой молодости, стали моими друзьями на всю жизнь. Я горжусь тем, что написал слова для гимна ЮУрГУ.
- Неожиданный поворот. Как это случилось?
- В конце 1990-х шло активное формирование всей университетской структуры, в том числе и атрибутики. Флаг у вуза уже был, а гимна не было. А в университетских традициях наличие гимна - это принципиально. Джазовый композитор Георгий Анохин в то время руководил в университете оркестром, он и предложил мне: давай попробуем. Он написал музыку, я - текст. Затем состоялся конкурс, победил наш вариант.
Книга про зайцев
- Ваша книга «Варианты с сюжетом», которая вышла недавно, получила в этом году специальный диплом южноуральской литературной премии «За мастерство в современной пародии». Кого пародировали?
- Современных поэтов. Правда, старался подбирать тех, кто хоть немного присутствует в медийном пространстве. Вера Полозкова, Тимур Кибиров, Ольга Седакова, Диана Арбенина, многие другие. На мой взгляд, это талантливые авторы. Я поставил перед собой задачу пойти от обратного - чтобы люди сначала прочитали пародию, а потом они, возможно, заинтересуются творчеством поэта, на которого эта пародия написана. Название моего сборника отсылает к циклу пародий известного поэта Юрия Левитанского «Сюжет с вариантами». По-моему, эта книга - лучшее в жанре стилевой пародии во второй половине ХХ века. Там использовался такой приём: Левитанский переписал детскую считалку про зайчика, вышедшего погулять, в стиле известных поэтов - Ахмадуллиной, Евтушенко, Рождественского, Самойлова и многих других.
Я представил, как могло бы выглядеть продолжение этой книги. Подобрал авторов, прочёл, кстати, не только их стихи, но и рецензии, критику. Использовал тот же сюжет - про зайчика - и написал ряд пародий в стиле каждого из выбранных поэтов. Специально для тех читателей, которые плохо знакомы с современной поэзией, подготовил биографические справки про авторов. Кстати, эту книгу оценило не только местное жюри. Она попала в шорт-лист премии имени Антона Дельвига (это премия «Литературной газеты»). Самый авторитетный в стране исследователь этого жанра, профессор МГУ Владимир Иванович Новиков разместил пародии из моей книги на своём сайте.
- Как вы считаете, профессия писателя уходит в прошлое?
- Что касается юмористов, то автор-юморист может жить только на гонорары от выступлений, а на гонорары от опубликованных произведений не проживёшь. СССР был уникальной страной, где писатели имели мощную поддержку на государственном уровне, у них были высокие гонорары, путёвки, дома творчества… За рубежом писатели читают лекции, работают журналистами. Сейчас, наверное, мы движемся именно к такой модели. У меня всегда была инженерная профессия, а писательство - для души. Но оно занимает большое место в моей жизни: я прихожу с работы и могу два-три часа писать. Материал собираю несколько месяцев, потом за пару вечеров могу создать рассказ.
- Как вы сами для себя объясняете природу юмора? Почему что-то смешно, а что-то - нет?
- Согласно одной из теорий комического, есть 12 приёмов создания смешного. Но когда человек пишет, он же не ставит перед собой задачу: сейчас я применю приём № 3. Ведь творческий процесс идёт на интуитивном уровне. По-моему, в хорошей шутке заключены игра, парадоксальность, неожиданный поворот мысли. Но по большому счёту природу появления смешного объяснить нельзя.
Досье
Анатолий КОЛОМЕЙСКИЙ. Родился в 1954 году. В 1976 году окончил энергофакультет ЧПИ. Автор около полутора тысяч рассказов. Его юмористические произведения публиковались в журналах «Студенческой меридиан», «Чаян», «Урал», «Магазин» Жванецкого, газетах «Литературная Россия», «Труд» и т. д. Сотрудничал с челябинскими командами КВН «Контора», «Уездный город». Автор книг «СТЭМ на вырост», «Смешные эстрадные монологи», «Сказка про белого бычка» и др. Долгое время работал на челябинском радиозаводе «Полёт». В настоящее время - технический директор электротехнической компании.
Миниатюры
В рюмочной:
- Я всегда кладу в карман записку с адресом для того, чтобы в случае опьянения меня могли доставить домой, - говорит один.
- Что вы пишете?
- «Париж, бульвар Монмартр».
- Но вы живёте в Челябинске.
- Живу в Челябинске, однако пару раз отвозили-таки в Париж.
*******
Ведущий теленовостей:
- Дума приняла закон в первом чтении, Дума приняла закон во втором чтении…
Телезритель:
- Если не умеют читать, печатали бы закон в виде комикса.
*******
На прогулке хозяин швыряет палку. Собака приносит её. Тот снова швыряет палку - собака приносит. Хозяин снова размахивается и думает: «Из-за этого ненормального пса мне никогда не выбросить палку».
*******
Встретились два одиночества.
- Ты кто?
- Камень на сердце. А ты?
- Зеркало души.
Дзинь!
«Ну вот, опять поговорить не с кем», - подумал камень.
«АиФ-Челябинск» в социальных сетях: