В исторических исследованиях в последнее время наблюдается прямо-таки взрыв интереса к повседневной жизни простого человека. Это направление исторической науки в России начало формироваться с середины 1990-х годов.
«Такой взгляд на историю изнутри, глазами простого человека делает картину мира более полной, позволяет увидеть то, что раньше ускользало от внимания исследователей», - считает Артём Александров, заместитель директора Центра историко-культурного наследия Челябинска по научной работе.
Дефицит и «большая история»
Инна Панкова, «АиФ-Челябинск»: Артём Витальевич, чем примечательна история повседневности и так ли уж необходимо изучать жизнь обычного человека? Мы как-то изначально настроены на то, что быт - это нечто неважное, а история состоит из войн, героев, открытий.
Артём Александров: Раньше в академической науке внимание быту практически не уделялось. Есть, конечно, этнографическое направление, где рассматривается крестьянский быт, чаще с национальным уклоном. А вот чтобы исследователи изучали современника, смотрели, чем он живёт, чем дышит, чем наполнена его повседневная жизнь, - такого долго не было.История повседневности - это молодое направление, которое развивается. Для историка повседневности интересен человек в обычной жизни, неважно из какой он эпохи - начала ХХ века, Средневековья и т. д.
- Хорошо. Вот, например, наш условный герой - рабочий жил в 1960-е годы в малогабаритной квартире, у него на кухне три табуретки, на работу ездил на трамвае. Какие из этого следуют научные выводы?
- Ну, во-первых, здесь прекрасно прослеживается исторический контекст. В 1960-е годы в СССР активно шло жилищное строительство, и ваш герой - счастливый житель отдельной хрущёвки. Во-вторых, он живёт в промышленном городе с развитым общественным транспортом. В-третьих, у него нет возможностей и денег, чтобы купить машину. И, в-четвёртых, эти табуретки, скорее всего, он сделал сам.
- Почему?
- Потому что с середины 1950-х годов начинается эпоха обустройства быта, личного пространства. Лёгкая промышленность не успевает за всеми этими потребностями, возникает дефицит повседневных товаров (мебели, посуды и др.), и люди сами восполняют этот дефицит - делают всё, что им нужно, собственными руками. В 1950-60-е годы входят в моду советы по ремонту техники, изготовлению мебели, каких-то бытовых мелочей, по домоводству, строительству. Специфика этих советов в том, чтобы дать существующим вещам «вторую жизнь», переделать какую-то вещь под новые цели.
В журналах и газетах эта информация размещается в тематических рубриках, особенно популярностью пользуются журналы «Наука и жизнь» и «Техника - молодёжи». К примеру, в «Технике - молодёжи» едва ли не с первых номеров в 1960 году начинают печататься статьи по изготовлению мебели. В статье «Мебель для целинников» даются советы по обустройству двухкомнатного дома и приведены чертежи мебели. Кстати, все эти бытовые рекомендации обращены к конкретной целевой аудитории: рецепты, кройка и шитьё адресованы только женщинам (как правило, в журнале «Работница»), стройка, ремонт, уход за инструментами - для мужчин.
Есть и профессиональные аудитории - фотолюбители, туристы, садоводы. Для каждой категории в советских СМИ регулярно публикуются полезные советы.
- А с точки зрения «большой истории» это что значит?
- Это значит, что государство в завуалированной форме признаёт, что не справляется со своими функциями по насыщению рынка товарами повседневного спроса. И таким образом предлагает населению самому решать проблему дефицита.
«Деревенские - они привычные»
- Мы с вами живём в большом промышленном городе. У нас тут какие-то свои, особенные практики повседневности?
- Безусловно. С начала 1930-х годов, со времени масштабно-го индустриального строительства, начал формироваться известный стереотип: заводы и промышленность - вот главный приоритет, всё остальное (люди, их потребности, комфортная среда) вторично и не заслуживает внимания. Нельзя сказать, что с тех пор ничего не изменилось, но стереотип этот силён и по сей день. А тогда такая проблема, как благоустройство, и не осознавалась, и не решалась. Задача была как можно быстрее пос-троить предприятия, а вопрос «что будет вокруг?» уходил на второй план. Когда началось большое промышленное строительство, стали возводить Станкомаш, ЧТЗ, застраивать Ленинский и Тркторозаводский районы - там в принципе не уделялось внимание благоустройству: улицы не асфальтировались, не чистились. Даже звучало такое официальное мнение, что «приезжают строить люди деревенские, им такая картина привычная».
Сюда ехали сотни и тысячи людей, не было возможности разместить их в каких-то нормальных условиях, поэтому строились бараки - вроде как временно. А они простояли десятки лет, в них выросло несколько поколений.
Гримасы быта
- То есть вопросы быта, повседневной жизни человека вообще никого не интересовали?
- Какие-то шаги в направлении благоустройства пред-принимались, Например, в районе Комсомольской площади трёх-, четырёхэтажные дома строились как раз для работников ЧТЗ. Было там и индивидуальное жильё, и коммунальные квартиры.
- Вот только ванны в этих домах изначально не были предусмотрены. Почему рабочему человеку нельзя было дома помыться?
- Это тоже интересный момент, поскольку на протяжении всех лет советской власти считалось, что обязательно должны быть большие банно-прачечные комплексы, огромные столовые, чтобы дома не готовить. На заводе столовая чуть ли не круглосуточно работает - надобность готовить дома отпадает. И кухня большая не нужна. Жильё рассматривалось как временное место, чтобы переждать время между рабочими сменами. Дом, домашнее хозяйство оказались на вторых ролях.
Вот красноречивая история из 1930-х годов: в районе Комсомольской площади открывают новую баню. Казалось бы, дело хорошее, все должны быть довольны. Один нюанс всё портит: в бане нет горячей воды, только холодная. Горячую воду через какое-то время дали, но тут важны приоритеты: мощности ТЭЦ в первую очередь шли на обеспечение промышленных предприятий, а уж в баню - по остаточному принципу.
Загадочная ель
- У Челябинска как у города есть своё лицо?
- Промышленным городам, построенным при советской власти, трудно иметь своё лицо. Стандартные генпланы, прямые улицы, типовая пяти- и девятиэтажная застройка, снос исторических зданий сделали их похожими друг на друга. Доходило до каких-то курьёзов. Помню, наш преподаватель в университете нам говорил: обратите внимание, в любом городе на площади рядом со зданием администрации растёт ель. Это что было - секретное указание сажать ели рядом с администрациями? Наука не знает ответа на этот вопрос.
Конечно, где-то с конца 1950-х годов стало понятно, что надо обустраивать мирную жизнь, что нельзя жить одни-ми заводами. Челябинск стал меняться, появились парки, скверы, зелёные зоны, начали благоустраивать район площади Революции и район вокруг вокзала - нынешний центр. Трудно так сразу избавиться от имиджа сугубо промышленного города, тем более он активно эксплуатируется в СМИ, в известных развлекательных программах. Но вместе с тем общество постепенно приходит к пониманию, что жить просто в каком-то сером промышленном городе - это неуютно и несовременно.
Досье
Артём АЛЕКСАНДРОВ. Родился в 1991 году в Орске Оренбургской области. Окончил исторический факультет Челябинского государственного университета. Работал научным сотрудником отдела истории края Челябинского краеведческого музея, затем старшим научным сотрудником в центре историко-культурного наследия Челябинска. С июля 2016 года - заместитель директора центра по научной работе.