Примерное время чтения: 7 минут
746

Любимое захолустье. Известный блогер знает все тайны Челябинска

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. «АиФ-Челябинск» 03/04/2013
Фото из архива Егора Казакова

Челябинск, 3 апреля - АиФ-Челябинск. Он готов, вооружившись камерой, часами бродить по какому-нибудь захолустью и любовно запечатлевать облупившиеся стены, покосившиеся заборы и скамейки. Среди активистов сайта chelchel.ru увлечение Евгения получило название «актуальное краеведение».

Догнать прошлое

- Евгений, за что вы так любите Челябинск?

- Пожалуй, я не смогу объяснить. Но вижу, что многие люди живут в цикле: дом, работа, опять дом, поесть, поспать, а на выходные - куда-нибудь за город. И большинство, видимо, это устраивает. Они не понимают, зачем посещать всякие соревнования, ярмарки или парады. А я просто стараюсь разнообразить повседневность, чтобы она не была такой пресной.

- Какие места в Челябинске вам нравятся больше всего?

- Мне однозначно комфортно в центральной части города - на площади Революции, на Кировке и на прилегающих к ним улицах. Нравятся новые микрорайоны, такие как Тополинка. На окраинах, что и говорить, у нас довольно страшненько, но и там бывает интересно. Тут есть определённый ностальгический мотив: я сам в детстве довольно долго жил в бараке. Не то чтоб особенно люблю захолустье - мне просто интересно. Журналист Айвар Валеев дал этому удачное определение - «актуальное краеведение». Я пытаюсь понять, как то или иное место стало таким, как сейчас. Каким оно выглядит на старых фотографиях - 50, 80 лет назад. И почему изменилось.

- Некоторые объекты, которые вы фотографировали, уже не существуют. Например, роща, на месте которой сейчас Университетская набережная. Не сожалеете ли вы об их исчезновении?

- Изменение городского облика неизбежно в какой-то мере, жалей не жалей. Если о чём и стоит сожалеть, то, наверно, о деревьях, которые вырубили в ходе «дорожной революции». Опустошались целые улицы в центре, а компенсировали за счёт нескольких деревьев на окраинах. К растительности у нас отношение вообще ужасное. Если поставить власти и застройщиков перед дилеммой: расселить многоквартирный дом, чтобы возвести на его месте новую многоэтажку, или вырубить рощу - то они без колебаний выберут последнее.

И ещё очень жаль завод «Полёт». Я когда-то там работал, как раз в одном из цехов, которые перестроили в жилые дома. А ведь это предприятие, относящееся к реальному сектору экономики. Обидно, когда сворачиваются предприятия, которые действительно что-то производят.

Счастье в «хрущёвках»

- Каким бы вам хотелось видеть Челябинск в будущем?

- Честно говоря, не задумывался над этим. Ну откройте любой архитектурный проект жилой многоэтажки. В каждом из них авторы подходят к вопросу застройки комплексно. То есть, помимо самого дома, там предусматриваются места для парковок, тротуары, зелёные зоны, игровые площадки, велосипедные дорожки и т. д. А на практике получается: архитектор нарисовал одно, застройщик решил, что надо по-другому, и убрал «лишнее», а на выходе мы вообще получаем нечто третье. Я не думаю, что здесь кто-то конкретно виноват - чиновники или бизнес. Это система. Во времена Советского Союза, в таких случаях исходили из критерия «качество жизни человека». Может, не на всех он распространялся одинаково, но тем не менее. А сейчас всё решают деньги. На первом месте - выгода от продажи жилплощади: чтобы больше её сдать, жертвуют благоустройством и социалкой. Вспомните Тополиную аллею: сколько лет там не было ни одного муниципального детского сада, только частный.

Я бы хотел, чтобы в будущем ситуация изменилась.

- Какое время в истории Челябинска для вас самое интересное?

- Это 1960-е годы. Время всеобщего подъёма, развития, активного строительства. Именно в это время челябинцы стали наконец массово переселяться из землянок и бараков в новенькие «хрущёвки». Я не помню его, потому что родился в 1967 году. Но, по рассказам старших, так всё и было. Люди начали получать то, о чём мечтали (благоустроенное жильё, возможность лучше питаться и одеваться), и поверили в будущее.

Конечно, всё познаётся в сравнении. В 50-е люди жили плохо, поэтому появление элементарных благ воспринимали с воодушевлением. Когда в конце 80-х общественный строй уже не мог удовлетворить растущие потребности, началась депрессия. Сейчас вроде всё более-менее стабильно: и особой депрессии нет, но и энтузиазма тоже. Не знаю, хорошо это или плохо.

- Дореволюционный период вам не так интересен?

- Там были свои всплески. Например, после строительства Транссибирской магистрали. Но всё-таки советское время дало Челябинску больше, чем любое другое. Сначала это была индустриализация, когда массово строились заводы. Потом во время Великой Отечественной к нам эвакуировали предприятия из Ленинграда и других городов. Если вдуматься, сейчас время тоже довольно любопытное: город активно строится, растёт вширь.

«Графские развалины»

- Если сравнивать Челябинск с другими городами, то чем он выделяется?

- Я не очень много езжу, но вот в Иркутске, на мой взгляд, народ какой-то диковатый. В то же время там полностью запрещён снос исторических зданий в центре города. Поэтому у них много старой архитектуры. А если сравнивать с Екатеринбургом, то Челябинск кажется провинциальным.

- Вы ведь, кстати, родом из Екатеринбурга. Сколько вам было лет, когда переехали?

- Мне было 13 лет. Это случилось в 1981 году.

- Что вам в первую очередь бросилось в глаза?

- Мы с родителями и раньше тут часто бывали. С моей точки зрения, разница заключалась прежде всего в менталитете. Свердловск всегда был такой лихой и мятежный. В Челябинске же никогда ничего не происходило. Этот город всегда ориентировался на Ленинград. Если не хватало ленинградских ориентиров, то смотрел в сторону Франции. Свердловск, наоборот, хотел походить на Москву, лелеял столичные амбиции. Тем не менее я принял здешнюю жизнь без особых проблем. И достаточно комфортно себя чувствую.

- Может показаться, что приезжим челябинцам наш город нравится гораздо больше, чем коренным. Вы согласны?

- Не берусь судить. Но из пяти активистов «Челчела» трое - не коренные челябинцы.

- Какие сюрпризы, которые преподнёс Челябинск, запомнились больше всего?

- Когда меня об этом спрашивают, я чувствую себя ребёнком, которого поставили перед огромной коробкой конфет. Что выбрать?!

На улице Воровского рядом с медакадемией есть две «хрущёвки». Я тысячу раз мимо них проходил, но лишь в прошлом году узнал о драматичной судьбе одного из этих домов. В 1962 году из-за нарушений при строительстве обрушилось две секции. Никто не пострадал, но восстановительные работы растянулись до следующего года. Нигде об том не упоминается, информацию я случайно нашёл в специализированном журнале. Но самое интересное, что в цоколе этого дома существовал винно-водочный магазин, который местные алкаши прозвали «На графских развалинах». Никто не знал, почему именно так. А оказалось, вот в чём причина!

Есть вещи уже окончательно забытые. В районе магазина «Ритм» до войны поставили памятник лётчикам-красноармейцам. В 1949 году его перенесли на Митрофановское кладбище. Ни одного изображения не сохранилось. И где именно он стоял, неизвестно. Зато буквально недавно я услышал очень любопытный рассказ одного старожила из Тракторозаводского района. Все знают памятник-танк на Комсомольской площади. Его установили в 1965 году, но, оказывается, в 50-е годы здесь находился такой же памятник, только не на самой площади, а на другой стороне, у гастронома. Модель танка неизвестна, но это точно был не макет, а настоящая боевая машина.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах