Златоуст, 31 октября - АиФ-Челябинск.
Справка | |
---|---|
1815 году по указу царя Александра I в Златоусте строится оружейная фабрика, начинается производство украшенного белого (холодного) оружия.Гравюра на стали становится брендом, визитной карточкой города. |
Сегодня в столице российских граверов около 50 предприятий делают клинки и сабли. На многих из них работают художники-граверы с мировым именем, в течение нескольких месяцев, создающие произведения искусства в традициях старых мастеров. А практически по соседству, в собственных ваннах и гаражах, режут по клинку за неделю самодеятельные «конкуренты».
«Гаражники» - народ, что называется, ушлый. Выкладывают свои «шедевры» в социальных сетях, опрокидывая цены на гравюру и оружие. Разбойничий демпинг, пожалуй, не самое страшное. Эксперты все чаще повторяют: «...качество работ златоустовских оружейников теряет свою уникальность, становится массовым. И как результат – все меньше авторских работ, сохраняющих традиции украшенного холодного оружия и высокий художественный уровень».
Златоустовские подделки и копии предстают перед нами в трех ипостасях: откровенно кустарные работы, сделанные «на коленке», имитация работ мастеров 19 века и эксклюзивные работы предприятия, которые беззастенчиво дублируют художники-граверы, прихватившие с собой «свои» эскизы, переходя на другое производство. Последнее – вопрос исключительно авторского права. Но все одно. Неприятно приобрести клинок, с которого через месяц облезет позолота, или, например, весной купить элитный кубок за полмиллиона, а осенью увидеть его у соседа, за который тот отдал 150 тысяч.
А ведь в самом Златоусте наперечет легальные производства и мастера. Имена больших художников-граверов известны настоящим любителям холодного оружия.
Как златоустовцы «разгрузили» туляков
В тесном помещении проходной оружейной фабрики суетится мужчина. Раздает последние распоряжения выходящим через турникет сотрудникам строительной фирмы. Новый гендиректор легендарной фабрики Валерий Томея не на шутку занялся реконструкцией здания старейшего в Златоусте предприятия.
- Это все завтра, не позже обеда... О, гости пришли, милости просим, вот только бардак у нас, ремонт – уже оборачиваясь, приветствует директор вошедших.
В цехах начала 19-го века пахнет свежей краской. Строительные смеси у массивных стен шириной в метр выстроились рядами.
- Вот здесь у нас музей будет, - рассказывает Валерий Томея. И не представляете, сколько нужно на оборудование. Станки 60-х годов, и это в лучшем случае.
Кстати, директор Томея не менее фактурен и загадочен, чем старое арсенальное крыло фабрики. В прошлом водитель «Камаза», в настоящем – городской депутат с образованием в 10 классов. Обладатель неплохой коллекции холодного оружия и вдохновенный рассказчик.
- В конце 18-го века Тула была оружейным центром, - говорит Томея, - но уже в начале 19-го в России решили создать новый оружейный центр, чтобы «разгрузить» туляков. Война 1812 года отложила царскую затею. А уже после правительство выбрало Златоуст. И руда у нас, и железоделательный завод был, вот и стали мы центром изготовления белого оружия, клинкового. Поназвали, конечно, немцев, чтобы наших обучали, только долго им тут жить не пришлось. Уже через три года Иван Бушуев не только освоил, но и усовершенствовал технологию. Основным инструментом немцев тогда была игла.
Прежде чем рисовать, они покрывали киноварью всю поверхность клинка. После просушки рисунок процарапывался иглой и вытравливался. Ученик Бушуев неожиданно для иностранцев берет вместо иглы кисть и наносит киноварью рисунок. После вытравки рисунок у него становится рельефным, так как вся остальная плоскость клинка была протравлена. И это уже не гравюра, а нечто необыкновенное. Кстати, у меня есть один из бушуевских клинков.
Ведро кислоты в унитаз
Техника создания гравюры очень сложна и состоит из нескольких этапов, следующих один за другим в определенной последовательности; рисунок, травление, никелирование, золочение, синение. И из-за такого сложного процесса часто получается так, что задуманная художником вещь претерпевает изменения уже в процессе изготовления. Все это, конечно же, требует от граверов громадного мастерства. Однозначно граверы-нелегалы не в состоянии повторить сложнейший путь изготовления. Ведь в частном доме или обычной квартире сложно разместить целый участок гальваники, сборку, полировку.
- То, что «гаражники» не платят налоги, - это полбеды, - сетует Томея, - технология утилизации токсичных отходов гальваники и травления не дешевле самих клинков. Средств на закупку оборудования у кустарщиков, понятное дело, нет. Их самодеятельные производства могут быть чреваты экологической катастрофой. Представьте, в обычную городскую канализацию сливаются отходы гальванического производства, хром и кислоты. Многие «мастера» держат ядохимикаты в обычных домашних ваннах. Если такое позволит себе легальное производство, штрафы будут колоссальными. А нелегалы ведро серной кислоты выливают в унитаз, не задумываясь ни о чем.
Мастера - бриллианты в короне Златоуста
Качество златоустовских гравюр и клинков подмачивают бездарные художники.
- Я, своих, как бриллианты, в одну корону собирал. Мастеров настоящих по пальцам пересчитать можно. Есть неплохие, что на массовке, но великих, наших, златоустовских раз, два... - с гордостью говорит Томея, и называет своих - Рябков Александр, Кремнева Елена, пойдемте, познакомлю с Шалановым.
Александр Георгиевич Шаланов - художник-гравер с более чем 30-летним стажем. На фабрику(в советский период оружейная фабрика входила в состав завода имени Ленина. В 2008 году вернула статус самостоятельного предприятия) пришел в 1979 году и сначала работал над серийным производством гравюры. Но уже в 1982 году его творческая работа «Иванко-Крылатко» занимает призовое место в заводском конкурсе на лучшую гравюру, и Александр Георгиевич зачисляется в творческую группу.
В 1983 году художник создает серию гравюр, посвященную космонавтике. Серия включает в себя 4 небольших сувенира, отражающих значительные этапы в развитии освоения космоса – «Циолковский», «Королев», «Гагарин» и «Леонов». За эту работу Шаланов был награжден медалью ВДНХ.
Говорят, талант Шаланова по-настоящему расцветает, когда он начинает заниматься своим любимым делом – украшением холодного оружия. Вот передо мной один из многих украшенных им охотничий нож и ножны (1984 г.). На лезвии ножа – небольшие завитки, расположенные в произвольной форме, они окаймляют небольшую миниатюру, выполненную на синеном фоне. Она изображает фрагмент леса и медведя, выглядывающего из-за деревьев.
Подобных работ, выполненных, как и эта, на высоком художественном уровне, у Александра Шаланова немало, но увидеть мы можем лишь некоторые из них, так как очень много украшенного оружия художник делает на заказ, после чего оно исчезает в личных коллекциях.
Автор уникальных кинжалов, тростей, подзорных труб сегодня работает над... подставкой под канделябр.
- В чем секрет хорошего мастера? - переспрашивает Александр Шаланов. Иногда вовремя остановиться и не перегрузить декором. И не накосячить: сделал в одном стиле и закончил на той же ноте.
От месяца до полугода. Срок исполнения украшенного оружия. Саблю для президента Назарбаева Шаланов делал три месяца.
Меч «Крылатый конь» Шаланова стал еще одним символом Златоуста (конь с крыльями на гербе города). На обложке юбилейной книги о Златоусте его «конь», шаламовский, не гербовый.
Этой осенью мастер обдумывает еще одну идею, рабочий эскиз уже готов - клинок к 400-летию дома Романовых.
Александр Шаланов исключительно немногословен. Скромен до предела. При первой же возможности по-английски удалился. Можно сказать, улизнул, но успел поделиться мнением по поводу подделок. Как художник.
- Согласен. - говорит Шаланов. Поддельщики нынче образованные. Могут выковать саблю из старинной кочерги. Металл 1850 года? Вот и отлично! Подходящий исходник! Оригинально к делу подходят эти люди, в болоте могут вымочить изделие, чтобы состарить металл.
Если пахнет клинок йодом - подделка
Работы мастеров 19 века большие специалисты. Подделки качества шедеврического - не каждый эксперт разберется.
Не секрет, что, несмотря на высокую цену, за старыми златоустовскими клинками идет настоящая охота. На рынке подобные раритеты единичны, спрос на них огромный. Как говорится, голь на выдумки хитра, а бедность требует оригинальности мышления.
Паутину старения (потрескавшийся от времени металл) выпаривают в микроволновке. Вымачивают новодел в растворе йода, и вот «разводы и пятна» истории готовы. Говорят, что все это можно определить по запаху.
В оружейном противостоянии есть и другие беды. Художник переходит с одного предприятия на другое, унося с собой разработки. Теряется эксклюзивность, ведь два кубка - уже массовость. Или же недобросовестные конкуренты вдобавок к тому еще и цену снижают. И клиент очень удивляется, когда видит свою саблю дешевле в половину. Естественно предприятие сразу теряет заказчика. А страдает от подобного, пожалуй, вся отрасль.
Сохранить и возродить! – такой девиз у оружейников 21 века. На старейшей фабрике, чтобы не утерять последнего вот уже несколько месяцев сканируют архивы. Собирают старинные фото работ мастеров прошлого и даже видео.
- Мы сейчас плотно работаем с областным архивом, рассказывает, провожая гостей Валерий Томея, - нашли кадры, где Сталин зачитывает доклад о челябинской области. Папка для него была сделана в Златоусте: обложка - гравюра, и россыпь рубинов на ней.
Кстати, в самом Златоусте руководители оружейных предприятий и местный краеведческий музей решили создать программу «оружейного туризма», для тех, кому интересно как создается и выглядит настоящая златоустовская гравюра.