При слове «гусляр» сразу встает образ некоего древнего старца с белоснежной бородой и рубахе до пят – вещего Баяна. Словом, картинка из далекого-далекого прошлого. Но гусляры радуют людей своей музыкой и в наши дни.
Южноуралец Александр Ильиных не только сам освоил игру на гуслях, но и преподает навыки игры на этом древнем инструменте всем желающим. Выступает и перед зрителями – оказывается, и в современном концертном зале гусляр – желанный гость.
Дрались тоже под музыку
- Как Вы увлеклись столь необычным инструментом?
- Вся моя жизнь, так или иначе, была связана с музыкой. Я родился в селе Травники Чебаркульского района, в семье, в которой народная музыка звучала всегда. Прекрасно на гармони играл мой отец и мой дядя, даже двоюродный дед. В 12 лет отец отвез меня в музыкальную школу Чебаркуля. Так я познакомился с народными инструментами. Уже после армии и учебы работал концертмейстером в народном казачьем хоре села Травники. О гуслях тогда и не знал. Вернее сталкивался, когда просматривал передачу «В гостях у сказки», но не более того.
Волею судеб нам уже с супругой (она тоже у меня фольклорист) пришлось уехать в горок Лянтор Сургутского района, преподаю здесь в школе. Три года назад я впервые услышал народную песню в сопровождении гуслей звончатых - это был ансамбль «Мурома». Звук просто заворожил и парализовал меня. Вот и начал осваивать гусли.
- Много ли гусляров в современной музыке?
- Немного. Но, несмотря на это, уже сформировались целые школы, гусли преподают в музыкальных школах, училищах и вузах. Более всех известна школа преподавателя РАМ им. Гнесиных Любови Жук. На слуху имена таких музыкантов, как Егор Стрельников, Максим Гавриленко (именно он изготовил нынешний мой инструмент), Роман Тюнякин, мультиинструменталист из Екатеринбурга Евгений Бунтов.
- А сохранились ли древние мелодии для гуслей?
- Понимаете, гусли в старину сопровождали русского человека везде: в поле, на покосе, в дальнем боевом походе. Пели под гусли, танцевали под них. И даже кулачные бои шли под аккомпанемент гуслей. Ну и под былины, конечно. Большая часть этого эпоса, увы, утеряна, но кое-что сохранилось. В 60-х годах прошлого столетия фольклорист Анатолий Мехнецов сделал записи игры на гуслях в Псковской земле – наигрыши, напевы, духовные стихи.
- Существуют ли современные произведения для гуслей?
- Да, например, Давид Локшин оставил после себя достаточно много произведений, которые исполняются по сей день (он умер в 1994 году). Можно назвать Валерия Тихова, Веру Городовскую – это золотой фонд гусельной музыки. Произведения самые разные, начиная от пьес для начинающих музыкантов, заканчивая концертами для гуслей звончатых с оркестром.
Сопелка только подыгрывала
- Вы играете соло или в сопровождении других инструментов?
- В основном, сольно. Но вот в прошлом году с концертмейстером нашей школы играли вместе на гулях и сопелке. Сейчас подумываем об ансамбле с акустической гитарой.
- Наверное, вы желанный гость на разных фольклорных фестивалях…
- Да. Однажды с супругой поехали на Бажовский фестиваль. Я садился под березой и пел песни. Народ потянулся, позвали на сцену. Люди задавали вопросы, я на них отвечал. Получился импровизированный мастер-класс.
- Есть ли аналоги гуслей у других народов?
- Конечно, есть. У украинцев это бандура, у молдован – кобза, у белорусов –цимбалы, у финнов – кантеле, у литовцев – коклес и т.д. Даже у древних африканских племен есть подобный инструмент, внешне похож на составной лук – древний потомок сегодняшних гуслей.
- Есть ли идеи освоить еще какой-либо необычный музыкальный инструмент?
- Да, сейчас работаю с такими инструментами, как просвирелка, окарина, кугикы. У меня все ещё впереди.
Справка
Первые упоминания о гуслях относятся к VI веку нашей эры, а само слово «гусли» впервые прозвучало в Новгородской «Первой летописи» в 1068 году. Некоторые историки считают, что слово «гусли» образовано от старославянского глагола «густи» (густы), что означает гудеть на струнах. Другие связывают название инструмента со звучанием тетивы лука: в древности упругая струна лука называлась «гусла».
Струны для гуслей делали из жил. Забытым этот музыкальный инструмент оказался после церковной реформы Никона – как пережиток языческой культуры.
Корпус гуслей в старину строился из дерева явора (белый клен), отчего и назывались они «яворчатые» или чаще «яровчатые». Число струн на древних славянских гуслях было постоянно. Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI — XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см.