Примерное время чтения: 5 минут
74

Кто убивает балалайку?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7 13/02/2008

Через четверть века россияне в целом и южноуральцы в частности рискуют забыть, кто такие профессиональные балалаечники и баянисты, а народную культуру будут пропагандировать разве что подвыпившие деревенские пенсионеры.

Валентин П. из Челябинска, с отличием окончив музыкальную школу, имел все шансы сделать себе имя как профессиональный баянист. Но, посоветовавшись с родителями, после выпускного класса пошел постигать азы банковского дела. Неизвестно, приобретет ли родина талантливого банкира, но уж талантливого музыканта-"народника" она точно потеряла.

Мусор в эфире

В 2007 году в Челябинский институт музыки на класс баяна пришли поступать всего двое абитуриентов, на класс балалайки - ни одного. Если тенденция будет продолжаться, то кризис жанра народной музыки на Южном Урале начнется уже через несколько лет.

Когда-то профессиональные музыканты-"народники" были фишкой нашей страны. У соседей игра на самобытных инструментах изначально была отдана на откуп энтузиастов-любителей. В России же еще в конце XIX века на высоту академической музыки поднялись народные инструменты: балалайки, домры, гусли... Именно тогда был создан Великорусский оркестр, которому в этом году исполняется 120 лет.

Большевики после прихода к власти также быстро поняли, что народная культура - наиболее эффективный способ наладить контакт с этим самым народом. На протяжении всей истории СССР народную музыку холили и лелеяли и на любительском, и на академическом уровнях.

- Я вспоминаю свое детство без телевизора, - говорит Николай Малыгин, заведующий кафедрой народных инструментов Челябинской государственной академии культуры и искусства (ЧГАКИ), профессор, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств. - Единственным способом общения с миром в нашей деревне было радио. И тогда по радио мы слушали всю великую музыку: и русскую, и мировую. Какую сегодня дети слушают музыку из радиоприемников? Какой мусор сейчас заполонил у нас эфир? Тогда развитие вкуса - это была политика государства. Ну, бог с ними, с радиостанциями. До 90-х годов по линии филармонии только я давал не менее 15-20 концертов в год. В каком-то смысле меня обязывали нести народную музыку провинциальному зрителю. В течение последних пяти лет я даже в самой Челябинской филармонии ни одного концерта не сыграл. А в области вообще уже давно никто не играет.

Процесс вымирания

Кто-то может сказать, что народная музыка не востребована современным зрителем.

- В этом случае срабатывает эффект из старого советского анекдота, - комментирует Виталий Вольфович, руководитель уральского клуба "Гармонь", профессор ЧГАКИ. - Директор совкового магазина объясняет покупателю, почему он не торгует черной икрой. Мол, потому, что этот товар не пользуется спросом у покупателей. Но если людям не предлагать черную икру (в нашем случае под ней подразумевается народная музыка), то ее точно никто даже и не пожелает попробовать.

Сегодня на территории Челябинской области действует 165 музыкальных школ. В них обучают свыше 35 000 учащихся. При этом, например, игре на баяне учатся 1676 детей, на домре - 546, на клавишных - 210. Но даже те дети, которые успешно оканчивают музыкальную школу по классу народных инструментов (а к выпускному из сотен остаются десятки), далее продолжать своё музыкальное образование не идут, даже если и хотят.

- У детей есть родители, и они видят, что балалайки и баяна в культурном пространстве нет, там сегодня одни лифчики и трусики, - говорит Борис Бабюк, проректор по социально-экономическим вопросам Челябинского института музыки имени Чайковского, доцент. - В школах есть талантливые дети, которые могли бы продолжать обучение в музыкальном колледже и вузе. Но не продолжают. Родители не видят в этом никаких перспектив, а государство никак их в этом не разубеждает. К тому же баян, к примеру, стоит около 300 тысяч рублей, гитара - около 80 тысяч рублей, хорошая балалайка - 50-60 тысяч рублей. А после окончания вуза, работая преподавателями, они зарабатывают 3 тысячи рублей в месяц, молодые кадры и того меньше - не более 1,5 тысячи рублей.

- Чтобы остановить процесс вымирания жанра народной музыки, нужно вернуть народно-инструментальную музыку в клубную систему, - уверен Виталий Вольфович. - Вернуть гастрольную жизнь "народникам". Иначе через 3-5 лет на Южном Урале останется только оркестр "Малахит", да и там будут сидеть лишь седовласые музыканты.

От редакции

Пока у нас медленно, но верно вымирают как класс профессиональные музыканты-"народники", наш сосед - Китайская Народная Республика - активно популяризирует этот жанр. Сегодня там массово готовят баянистов, аккордеонистов, создан Национальный симфонический оркестр народных инструментов. "Народников" из России сейчас встречают в китайских городах, как когда-то встречали первого космонавта Юрия Гагарина. В скором времени, возможно, мы сами будем аплодировать лишь баянистам и балалаечникам из Азии - своих не останется...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно