Примерное время чтения: 8 минут
1422

Дело не в размере? Дальнобойщиков возмутили штрафы за превышение габаритов

С 27 августа в Челябинской области была запущена система автоматических пунктов весогабаритного контроля. С этого момента владельцам грузовых автомобилей в электронный личный кабинет один за другим стали прилетать уведомления о превышении габаритов и последующих штрафах в размере от 150 тысяч рублей. После обращения к губернатору работу системы приостановили для проверки, но вопросы у перевозчиков остались.

«Штрафов на полтора миллиона, как жить?»

Александр живёт в Полетаево недалеко от места, где установили новенькие рамки. Дальнобойщик, развозящий по области канцелярские принадлежности, не раз вместе с сыном мерил свою фуру и знает, что она не превышает установленные габариты. Но когда в июне проехал пункт контроля, увидел высветившуюся надпись «негабарит». Предчувствуя неладное, мужчина вызвал сотрудника ДПС. Тот потребовал написать объяснительную, произвёл замер и вынес вердикт: машина в габарите. Через неделю история повторилась, потом и на третий раз сотрудник ГИБДД вновь подтвердил, что с машиной всё в порядке.

Некоторое время после установки рамки работали в тестовом режиме.
Некоторое время после установки рамки работали в тестовом режиме, а после перевозчиколв предупредили, что данные начнут передавать в центр выдачи протоколов. Фото: Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области

В сентябре дальнобойщик обнаружил в личном кабинете 12 штрафов по 150 тысяч каждый. И таких как он - сотни по всей стране. Меньше чем за месяц несколько пунктов АПВГК, установленные в районе Кыштыма, Полетаево, Миасса, Верхнеуральска и других населённых пунктов Челябинской области, выявили 53 тысячи нарушений. Сотрудниками ГИБДД выписано 7 тысяч штрафов, самый меньший из которых - 150 тысяч рублей.

15 сентября южноуралец Сергей Полетавкин обратился к губернатору от лица всего сообщества дальнобойщиков страны: «Прошу разобраться в ситуации с рамками весового и габаритного контроля, установленными у нас в области. Гремим на всю Россию. У меня квартира в ипотеке, а штрафов на полтора миллиона. Как жить, скажите?»

Цифры не сходятся

Водителей насторожило множество странных моментов. Автопоезда едут через всю Россию, везде системы АПВГК, а штрафы приходят только из Челябинской области. Причём одна и та же рамка всякий раз срабатывает по-разному: то фиксирует превышение габаритов, то нет. Размер превышения тоже разный: от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров.

«Это ещё как-то объяснимо, если речь идёт о тенте, который раздувает ветром. Но рамки показывали разные значения кузовов-рефрижераторов или металлических прицепов, размер которых всегда один и тот же!» - недоумевает Сергей Полетавкин.

instagram.com/advocat.fazletdinov
instagram.com/advocat.fazletdinov Фото: Из личного архива

 

«Согласно одному акту результатов измерения один и тот же полуприцеп моего клиента имел длину - 16,055 м.; ширину – 2,597 м.; высоту – 4,008 м. Согласно другому акту имел длину – 15,992 м.; ширину – 2,636 м.; высоту – 3,999 м., - приводит пример адвокат Артем Фазлетдинов. - Учитывая, что в обоих случаях измерения проводились одним и тем же измерительным оборудованием – «ИБС ВИМ», то противоречивые результаты, указанные в вышеперечисленных актах, вызывают сомнения в достоверности показаний измерительного оборудования».

Некоторые водители во избежание штрафов участок трассы М-5, на котором стоят рамки, объезжали через Челябинск. За езду по мегаполису штраф составляет всего 500 рублей. Горожане заметили, что по Свердловскому проспекту стало ездить больше фур, увеличились пробки. В итоге министерство дорожного хозяйства после многочисленных жалоб приняло решение выгрузку данных систем весогабаритного контроля до конца сентября приостановить. На Южный Урал с внеплановой проверкой приехали специалисты федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Росстандарт». Они попробуют выяснить, почему происходит такая чехарда со значениями габаритов. Если в системе будут выявлены неполадки, то штрафы можно будет обжаловать через суд, сообщили в миндортрансе.

Теперь некоторые водители, заметив такую табличку, староаются объехать участок, даже если считают, что с габаритами машины всё в порядке.
Теперь некоторые водители, заметив такую табличку, стараются объехать участок, даже если считают, что с габаритами машины всё в порядке. Фото: Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области

Корреспондент АиФ-Челябинск 20 сентября направил запрос о ходе проверки достоверности показаний АПВГК в Росстандарт. В пресс-службе ведомства пообещали подготовить ответы 21 сентября, но пока ответ так и не получен.

Проблемы по всей стране

vk.com/s.v.bogatov
vk.com/s.v.bogatov Фото: Из личного архива

 

«Комплексы весогабаритного контроля стоят по всей стране, и далеко не везде они работают корректно, - рассказал юрист в сфере автомобильных грузоперевозок Сергей Богатов. -  В Ставрополье система видит на второй оси одно колесо вместо двух. В Калужской области под рамками образовалась колея, из-за чего возникают ошибки в замерах бензовозов, зерновозов и самосвалов. В Тульской области автоматика, вероятно, настроена некорректно для сыпучих и наливных грузов.  В ХМАО жидкие грузы мерят по осям, и из-за этого получается перевес.  Кстати, в Екатеринбурге и Волгограде решили эту проблему.

Рамки в Челябинской области неправильно измеряют высоту и ширину. Такого, действительно, нет нигде в России. Думаю, что одна из причин - неправильная настройка системы на поворотах, спусках и подъёмах».

Эксперты полагают, что проблема не только в этом. Даже если бы замеры были верны, штрафы всё равно необоснованно высоки. Выписывающий их ЦАФАП (центр автоматической фиксации административных правонарушений) ошибочно не применяет определение Конституционного суда, который высказался, что при назначении штрафов надо применять нижнюю планку для юрлица. Она составляет 100, а не 150 тысяч рублей.

«В соответствии с пунктом 12.45.2 Постановления Российской Федерации от 16.11.2020 № 1847 «Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений» на АПВГК допускаются погрешности при замерах длины - 0,6 м., ширины - 0,1 м., высоты – 0, 06 м. Однако автоматические пункты весового и габаритного контроля Челябинской области установили в качестве пределов погрешности гораздо меньшие значения: длины - 0,5 м., ширины – 0,035 м., высоты – 0,035 м. Фактически допустимые значения при измерениях габаритов снижены, и это незаконно. Сложившаяся крайне негативная ситуация на автоматических пунктах весового и габаритного контроля Челябинской области отражается на грузоперевозчиках всей страны. Она подрывает основы ведения бизнеса в России и его культуру», - убежден Артем Фазлетдинов.

Сейчас дальнобойщики всей страны объединились против «рамочного беспредела» и для общения создали группу в мессенджере. На время проверки там затишье, но если специалисты Росстандарта подтвердят правильность замеров, проблема усугубится ещё больше.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах