Вымогатели, которые требуют деньги с дальнобойщиков на трассах, казалось, остались в далёких уже 90-х. Но так ли это на самом деле? Житель Еманжелинска, который ехал по делам в Челябинск, убедился в обратном.
«Грабят, как и раньше!»
По словам южноуральца, он стал свидетелем явного вымогательства:
«В 90-е годы я сам водил грузовик и неоднократно сталкивался с подобным явлением, - говорит он. - Но вот недавно вблизи развязки у Коркино увидел, как фуру, которая везёт арбузы из Казахстана, обгоняет чёрная машина, тормозит прямо перед фурой, а пассажир машет какой-то зелёной бумажкой. Фура остановилась. Я их обогнал и стал наблюдать, удалось даже сделать несколько снимков. Заметил, что в легковую машину загрузили несколько арбузов».
Свидетель этой сцены пытался дозвониться в ГИБДД, но безуспешно, и решил обратиться напрямую к первому же наряду ДПС.
«Они никак не отреагировали, даже сказали: «А что мы можем сделать?». Я предложил остановить ту чёрную машину, предупредить – это хотя бы была профилактика преступления. Мне в ответ: «Как я пост брошу?». Но ведь можно другой пост по рации предупредить! Так ничего и не добился», - рассказал южноуралец.
Уже в Челябинске житель Еманжелинска заехал на оптовый рынок, где разговорился с торговцем арбузами:
«Он мне и сказал: «Грабят, как и раньше!» - берут 1,5 тысячи рублей с машины. Ещё приходится платить за перевес, а обычно все такие фуры с перевесом – солярка дорогая, а арбузы дешёвые. Вот и забивают фуры под завязку! А ещё напрямую предлагают услуги сопровождения – недавно на трассе М-5 сам видел на берёзе такую табличку с номером телефона. Думал, старая табличка, ещё с 90-х, но номер-то явно мобильного телефона».
Сопровождение – не криминал?
Впрочем, главный редактор журнала «Братишка дальнобойщик» Кирилл Карташов считает, что в самих услугах сопровождения нет ничего криминального:
«Это фактически такси. И такие услуги предлагают в открытую. Многие ведь могут не знать город, через который проезжают, а время, как известно, деньги. Да и правила для большегрузных автомобилей особенные, отличаются от обычных. Тут даже навигатор не поможет – он ведёт по кратчайшему маршруту, а значит, можно и под знак, запрещающий движение грузовиков, заехать. Если, к примеру, заезжать в Челябинск со стороны Москвы, то любой навигатор потащит вас на Свердловский проспект, и вы попадёте на штраф. Для фур закрыта большая часть центра города, разве только у вас есть разрешение, указанное в путевом листе. А машина сопровождения позволит сократить время».
Тем не менее, есть прямые случаи вымогательства – в списке опасных для дальнобойщиков мест не только Челябинск, но и Мурманск, Новосибирск, а на Дальнем Востоке нередко берут мзду с водителей легковых машин.
«Бывает, что некие люди из лихих 90-х пытаются вспомнить молодость, - говорит Кирилл Карташов. – Особенно часто это случается на участке между Челябинском и Троицком. Хотя иногда это не столько вымогательство, сколько мошенничество – подходят к водителю, говорят, что дорога платная, предлагают заплатить. Чаще обходится без эксцессов – если водитель пошлёт их куда подальше, идут к следующему. Никто не хочет обвинения по такой тяжкой статье, как вымогательство. В целом, всё это несерьёзно – вроде как, когда малолетки сидят во дворе в разбитом «Москвиче» и просят деньги за охрану стоянки. Или когда требуют заплатить за проезд к озеру. Мы с МВД сотрудничаем довольно плотно, и к ним не поступало ни одного заявления от дальнобойщиков о вымогательстве».
Тем не менее, в полиции уже заинтересовались случаем, о котором рассказал житель Еманжелинска. Фотографии передали в правоохранительные органы.