Примерное время чтения: 9 минут
2556

«Ведутся все!» Как мошенники обманывают пожилых, студентов и бизнесменов

Преступления против личности и грабежи теперь на втором плане.
Преступления против личности и грабежи теперь на втором плане. / Ольга Коробова / АиФ

За 2019 год в Челябинской области официально зарегистрировано порядка 6,5 тыс. финансовых мошенничеств. В 2020 году отмечен рост, число мошенничеств перевалило за отметку 10 тыс.

Эволюция интернет-мошенничества

«Преступления против личности и грабежи теперь на втором плане, - констатировал факт майор полиции, старший оперуполномоченный Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Челябинской области Евгений Фирсов. – Теперь по всей стране деньги у людей похищают с помощью информационных телекоммуникационных технологий или социальной инженерии. На протяжении пяти лет схемы практически не меняются, но эволюционируют. Чаще всего мошенники представляются гражданам сотрудниками банков или полиции. Все разговоры сводятся к одному - завладеть данными банковских карт, счетов. В лидерах по количеству жертв крупные сайты объявлений. Люди всё время что-то продают. Им звонят мошенники, представляются потенциальными покупателями, зачастую предлагают безналичную предоплату. Продавец сообщает им данные своей карты и все сбережения с неё исчезают».

Конечно, у каждого преступления имеются так называемые «хвосты», похищенные денежные средства где-то аккумулируются. Но расследование финансовых преступлений усложняется тем, что колл-центры мошенников часто находятся на территории других стран. Некоторые интернет-грабители сразу переводят полученные обманным путём деньги в криптовалюту, выводят за границу, а потом заводят их в Россию от номинальных лиц, от имени людей, которые оформляют на себя банковские карты за вознаграждение. Проследить эту цепочку очень сложно.

Вернуть деньги почти невозможно

«Поэтому вернуть деньги потерпевшим удаётся далеко не всегда, - заявил Фирсов. – Об этом надо знать, взвешивая каждое своё действие в отношении собственных же сбережений. Страшно то, что раньше на уловки мошенников велись только пожилые люди, сегодня неуязвимых категорий не осталось. Опытному мошеннику ничего не стоит «развести на деньги» как пенсионера, так и студента, и даже юридически подкованного предпринимателя. Ведутся все».

70% обманных схем мошенники проворачивают именно с помощью методов социальной инженерии.

«Действительно, мошенники на протяжении уже нескольких лет используют порядка 10-15 одних и тех же схем, но постоянно их дополняют, модифицируют, очень умело подстраиваясь в каждом конкретном звонке под актуальную ситуацию, в экономике, в области, в стране, в мире, - подтвердила начальник отдела платёжных систем и расчетов Отделения Челябинск Уральского ГУ Банка России Людмила Панина. – Они играют на чувстве страха, на стремлении людей к обогащению. Наиболее популярная схема сегодня – звонок от службы безопасности банка. Причём сценарии могут развиваться  по разным направлениям: «ваша карта заблокирована», «на ваше имя оформляется кредит», «срочно переведите деньги на резервный счет». Свои технологии они отточили настолько, что могут подменять свой настоящий номер, на экране абонента, которому звонят, высвечивается номер реальной кредитной организации. Поэтому люди не чувствуют подвоха, следуют инструкциям, выполняют требования мошенников».

Одна из последних популярных версий «развода» - звонок якобы из правоохранительных органов о том, что заведено уголовное дело по заявлению Банка России. Для пущей достоверности мошенники называют абонента по имени и фамилии и даже называют банк, где у него открыт счет. Где они берут информацию? Ответ очевиден: мы сами оставляем персональную информацию в соцсетях. Многие сохраняют номер своей банковской карты на различных интернет-сайтах, совершая онлайн-покупки, чтобы потом совершать повторные покупки.

Не сохраняйте данные в онлайн-магазинах!

«Убирайте галочку! – советует Панина. - Лучше потом ввести информацию ещё раз, зато минимизировать свои риски. Конечно, одного номера карты не достаточно, чтоб похитить денежные средства, но пользуясь им, мошенники легко вовлекут вас в диалог и выведают нужную информацию. Что касается Банка России, то никаких заявлений в правоохранительные органы он не направляет, он вообще не работает с физическими лицами! А сотрудники других банков никогда не запрашивают банковские реквизиты у клиентов, они у них итак есть в базе данных».

Активность мошенников сильно повысилась во время пандемии коронавируса. В самом начале они предлагали компенсации за неиспользованные авиабилеты и пройти платное обследование на коронавирус. После того, как Правительство РФ приняло решение о выплате детских пособий, мошенники создавали фишинговые сайты, которые имитировали официальный портал госуслуг, чтоб там граждане подавали заявления или узнавали размеры положенных им выплат. И до сих пор наблюдается активность мошенников по этой схеме: они сообщают людям о начислении социальных компенсаций, указывают даже номера постановлений, предлагают ввести на фишинговых сайтах СНИЛС и обратиться к юристу.

Вас попытаются напугать или обрадовать

«Действуют мошенники циклично: одна схема не работает – запускают другую, - предупредили в Отделении Челябинск Уральского ГУ Банка России. – Могут предложить оплатить какой-нибудь штраф с 50%-ной скидкой, но «здесь и сейчас». Нередко пытаются вывести из равновесия, напугав или обрадовав, сбивают с толку, не дают времени подумать. Могут сообщить о взломе банковского счёта, чтобы человек разволновался, растерялся и сам выложил всю нужную информацию, чтоб только сохранить свои себережения. Или сообщают о крупном выигрыше, или о размещении денег под вклад по очень хорошей ставке, сулят сверхприбыль. Мошенники - очень хорошие психологи, они умеют манипулировать людьми, не дают принять правильное решение «на холодную голову» и человек поступает неправильно».

Откуда бы вам ни позвонили, лучше перезвонить в эту организацию самому, уточнив номер на официальном сайте организации и убедившись в действительности происходящего. Никогда не стоит поддаваться панике и принимать решения в спешке. Всегда стоит посоветоваться с родственниками, друзьями, а ещё лучше со специалистами.

Советуйтесь с роднёй, с друзьями, а лучше - со специалистами

С 2020 года в Челябинской области работает «Центр профилактики мошенничества в сфере финансовых и цифровых услуг». Проект был реализован, благодаря гранту губернатора, поддерживает его «Фонд гражданских инициатив».

 «Мы ведём просветительскую работу среди населения, рассказываем о распространенных способах обмана и механизмах защиты, выдаем южноуральцам раздаточный материал с пошаговой инструкцией, а также образцами процессуальных документов в защиту нарушенных прав (претензий, исков, жалоб и пр.), - рассказала руководитель Центра, председатель Комитета по финансовым рынкам ЧОО «ОПОРА РОССИИ», член Экспертного Совета Госдумы РФ по небанковским кредитным организациям Елена Фасахова. – Мероприятия проводим как очно, так и в онлайн-формате. За три месяца работы провели уже 8 семинаров, участие в которых приняло более 1,5 тыс. южноуральцев. Причём категориями не ограничиваемся – работаем как с пенсионерами, так и со студентами, с предпринимателями. Для бизнесменов в конце 2020 года провели Фестиваль финансовой грамотности».

Позвонив в Центр по бесплатному номеру 8-800-600-62-43 любой житель области может получить бесплатную юридическую консультацию. За три месяца работы горячей линии поступило более 400 обращений, 80% из них касались именно звонков от лжесотрудников банков. Были случаи, когда граждан уговаривали вложить средства в криптовалюту, а обещанную прибыль они не получили. В Магнитогорске был прецедент: мужчину пригласили на бесплатную презентацию товара, там он получил в подарок два товара (пылесос и ручной массажер) за то, что третий товар приобрел в кредит. Но стоимость этого товара была в разы завышена по сравнению с рыночной, а качество осталось под вопросом.

Изначально было обозначено, что проект завершится в конце марта 2021 года. Но выяснилось, что услуги Центра весьма востребованы, поэтому после завершения реализации  проекта за счёт грантовых  средств, планируется продлить его реализацию до конца года.

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Комментирует директор дивизиона «Южный Урал» УБРиР Галина Родина:

«За прошедший год мошенники стали действовать активнее. В 2020 году мы зафиксировали рост числа мошенничеств на 40%, по сравнению с 2019 годом. Всего около 1 тыс. случаев за 2020 год.

Чаще всего мошенники пользуются методом социальной инженерии – воздействуют на определенные эмоциональные триггеры человека, чтобы заставить его рассказать по телефону данные карты и пароли. Представляясь сотрудниками службы безопасности банка, МФЦ, ПФР и другими, под любым благовидным предлогом, мошенники просят сообщить им номер карты и пароли, полученные клиентом в sms от банка.

А дальше дело остается за малым — деньги выводятся со счетов клиента, и он остается ни с чем. Жертвами мошенников могут стать не только пожилые люди, подростки, люди с низкой финансовой грамотностью. Любой человек, ввиду своей занятости и желания быстро решить проблемные вопросы может попасться на удочку мошенника. Группы риска объединяет то, что они не проверяют полученную информацию и торопятся выполнить инструкции. Мошенники, в свою очередь, всегда требуют быстрого принятия решения, действуют уверенно и агрессивно, используют моральное давление. Ваша задача – не дать себя запугать и запутать.

Часто мошенники играют на желании клиента получить большой и быстрый доход. Особенно актуально это стало со снижением ставок по депозитам. По телефону они делают очень выгодное предложение: щедрые выплаты, призы, невероятно привлекательные условия по кредитам и депозитам, инвестиционные продукты, обещающие огромную доходность. При этом убеждают, что нельзя упускать шанс использовать такую уникальную возможность.

В банках специальные службы ведут работы по противодействию мошенническим схемам: разрабатывают алгоритмы выявления схем в онлайн-режиме, с помощью технических средств и программного обеспечения мониторят характер операций.,Помимо стандартных элементов защиты в сотрудничестве с платежными системами, мы дополнительно верифицируем подозрительные операции и устанавливаем ограничивающие лимиты на операции, чтобы максимально защитить наших клиентов от возможных действий мошенников. Кроме того, на сайте УБРиР есть отдельный раздел про мошеннические действия, где мы отвечаем на основные вопросы клиентов.

Но если клиент сам сообщает мошенникам данные своей карты, CVV-код и пароли, приходящие в смс, то, по сути, он дает им в руки ключи для акцепта любых операций по карте. И 100% гарантии, что банк заблокирует все мошеннические операции, нет. Обращение в правоохранительные органы и поимка мошенников могут дать надежду на возврат средств. Шанс есть в том случае, если преступников удастся обнаружить в кратчайшие сроки, а украденные средства ими не будут потрачены.

Главным же способом противодействия мошенникам всегда была и остается бдительность самого клиента. При любом подозрении сразу обращайтесь в ваш банк по официальным каналам взаимодействия с клиентами».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах