Для тех, кто смотрит фильм в кинозале, будка киномеханика всегда представлялась местом почти мистическим. Именно там заправлял мастер, который превращал иллюзию в действительность. Но для некоторых это священнодействие - просто профессия.
Валентина Дудникова проработала киномехаником более 30 лет и до сих пор продолжает трудиться в челябинском кинотеатре "Знамя". Она - одна из немногих "могикан", кто показывал нам фильмы ещё в советское время и продолжает заправлять плёнку сейчас, когда маленькие кинотеатры теснят со всех сторон огромные развлекательные комплексы.
Почему горела плёнка?
- "Знамя" считается старейшим кинотеатром в Челябинске, а вы тоже поставили своего рода рекорд. Так и трудились все 30 лет здесь?
- Нет, я сменила множество кинотеатров. Некоторых уже не существует, например, "Октябрь", который снесли. Он располагался на нынешней Кировке, вблизи современного "Челябинск-Сити". Был у меня перерыв в профессии в 90-х годах, когда народ вообще в кино не ходил, помните это время, наверное.
- В советское время ваша профессия была популярна?
- Да никогда она популярной не была. Ответственность большая, а платили и платят немного.
- А техника сильно изменилась с прежних лет? Я, к примеру, замечаю, что сейчас практически не бывает такого, что плёнка сгорает на экране...
- Это происходило, когда плёнка застревала. А лампы в аппарате стоят мощные, да ещё проецируют изображение через линзу. Вот и сгорала плёнка в один момент! Сейчас техника сильно изменилась. Прежде были проекторы, которые работали на угле - не в буквальном смысле, конечно. Там всё основывалось на углевых стержнях. Теперь все работают на лампах, да и многие другие усовершенствования появились.
- В кинобудках, насколько мне известно, очень жарко...
- Как правило. Поэтому проекторы охлаждаются: сейчас воздушным путём, а прежде - при помощи проточной воды.
Полный зал - это праздник
- Вы начинали работать ещё во времена СССР. Тогда отношение к киносеансам было другое?
- Безусловно. Была определённая градация. После советских фильмов больший спрос был на картины соцлагеря. Потом по рангу популярности шли французские фильмы. И, наконец, наибольшим спросом пользовались американские картины - не потому, что хорошие, просто их реже всего показывали. Помню, на фестивале, когда показывали американскую "Аэробику" и польские "Новые амазонки", я к своему рабочему месту не могла попасть: столько народу в кинотеатре набилось!
И "сарафанное радио" в ту пору играло огромную роль, например, про "Миллион лет до нашей эры" чего только ни говорили, хотя, с позиции современных вкусов, этот фильм может показаться даже смешным.
- В кинотеатрах раньше проходили встречи с актёрами, режиссёрами. Довелось ли вам общаться со звёздами?
- Именитых гостей и в нашем кинотеатре перебывало немало, но, к сожалению, на многих из них я смотрела со своего рабочего места. Хотя всё-таки довелось получить автографы Валентины Теличкиной, Барбары Брыльски - подруги помогли. У нас Кировка рядом - удобно: звёзды прогуляются, да и заглянут иной раз, чтобы кино посмотреть. Мы их бесплатно пускаем. Вот не так давно Марина Дюжева в зрительницах у нас побывала. В своё время работала в драмтеатре, так всю труппу "Современника" видела. Я, вообще, театралка так-то.
- Неужели театр любите больше, чем кино?
- Сложный вопрос. Хотя без кино давно уже не могу, это для меня как наркотик: шум этот в своей кабинке, запах. Трудно объяснить. Мне нравятся многие вещи, казалось бы, не имеющие отношения к моей профессии, например, полные залы. Это сейчас такая редкость! Мне нравится иногда бывать, что называется, "по другую сторону": сидеть в зале, когда показывают, скажем, кинокомедию, наблюдать за реакцией публики, смеяться вместе с ней.
- А что более всего вам понравилось из недавних картин?
- Мне очень нравится фантастика, особенно фэнтези, исторические фильмы, мелодрамы, хорошо скроенные боевики. Интересно смотреть фильмы, где много спецэффектов. Из последнего понравились "Стиляги".