В день города в челябинский кинотеатр «Знамя» привезли картину режиссёра Ангелины Голиковой «Россия: нам 25 лет». Ангелина – дочь нашего земляка Сергея Мирошниченко, сняла в фильме учёного из южноуральской столицы. «АиФ» режиссёр ответила на вопросы о том, какой будет страна ещё через четверть века и в чём основные трудности отечественного кинематографа.
Наталья Зверева, «АиФ–Челябинск»: Ангелина, о чём этот фильм? Это госзаказ?
Ангелина Голикова: Нет, это не государственный заказ, идея фильма принадлежит лично мне. Он посвящён 25-летию России: вы помните, что в 91 году образовалось практически новое государство – Российская Федерация. Задумка была такой – найти семерых героев 25 лет от роду, чтобы все они были сверстниками нашей страны. Цифра семь в данном случае ничего не символизирует, просто это драматургически удобная форма. Мне нужны были люди разных профессий, не вундеркинды, а живущие обычной жизнью. И такие нашлись! Так, один из героев метеоролог, он работает на Северной земле, в пятистах километрах от северного полюса, на метеорологической станции на мысе Баранова. Работает он там вахтовым методом, живёт на станции по девять месяцев, представляете? Мы летели к нему через полстраны! Другой герой работает на алмазном прииске в Якутии, тоже вахтовым методом. Среди героев есть прима–балерина петербуржского Михайловского театра, в свои 25 лет она уже суперзвезда, участвует во всех мировых гастролях! Есть инженер–нефтяник, есть пилот из Грозного, послушник из Иволгинского дацана, моряк из Мурманска и есть герой из Челябинска.
– О, а кто этот герой и почему вы выбрали именно его?
– Это молодой учёный Михаил Жихарев. Я в Челябинске не редкий гость: я родилась по соседству – в Екатеринбурге, а здесь провела всё детство. Мне нужен был герой–учёный.
Многих учёных я на Урале знаю, но их нельзя снимать, потому что они работают в запретках и занимаются секретной деятельностью. И тут мне два совершенно разных человека – один из науки, а другой из администрации – называют одно и то же имя. Михаил занимается испытанием материалов на прочность, сейчас на базе ЮУрГУ разрабатывают плавающий бронеавтомобиль. Оказывается, это не волшебный, а абсолютно реальный продукт, который может выйти из рук изобретателей. Кроме того, Михаил профессионально занимается бадминтоном и выступал за сборную России. Представляете, какая всесторонне развитая личность! Своё мнение у этого молодого человека есть по абсолютно любому поводу! И он в курсе всего происходящего со страной.
– Челябинск в первую очередь промышленный регион. С какой новой стороны вы показываете его в своём фильме?
– Да, действительно, для многих Челябинск – это город металлургов, заводы, коптящие трубы, сталелитейные производства… Мы попытались доказать, что Челябинск – это не только мужики–заводчане–работяги, но и таланты, мозги, учёные умы. Надеюсь, у нас получилось.
Не валите на президента!
– А какой, по–вашему, будет Россия ещё через 25 лет?
– Этим вопросом мы задавались в фильме. Мне было приятно понимать, что мнение героев совпадает с моим собственным: все считают, что наше будущее зависит именно от нас, что всё в наших руках, в руках нашего поколения. Нельзя сваливать всю ответственность на президента! Все наши герои – патриоты страны, причём не в примитивном смысле этого слова. Они готовы создавать и что–то менять в стране в лучшую сторону. Думаю, что ближайшие годы будут непростыми для всех нас. Но надеюсь, что через 25 лет мы будем крепко стоять на ногах.
– Правильно ли я понимаю, что вам интересно работать именно над документальными картинами? Почему?
– Я работаю в разных направлениях, у меня за спиной – художественная мастерская Владимира Хотиненко и, на мой взгляд, хороший режиссер должен уметь снимать разное кино. Не думаю, что я всю жизнь буду снимать только документальное кино, потому что игровое мне тоже очень интересно. Просто я дала себе время, чтобы набраться опыта: мне не хотелось входить в игровое кино без багажа необходимых знаний и снимать глупые фильмы.
– Документальное кино снимать легче, чем художественное?
– Не легче, но документальное кино – это всё–таки реальность, которую ты запечатлеваешь. А игровое кино – это когда ты создаёшь реальность целиком. Поэтому пока мне проще в документалистике. Мой отец режиссёр Сергей Мирошниченко многому меня научил, я выросла на документальной площадке и видела, как он работает с документальным героем. Ведь по сути ты берёшь камеру и с улицы врываешься в жизнь человека. Надо сделать так, чтобы он тебе доверял…
– Тяжело начинающему режиссёру в нашей стране?
– Тяжело, это я знаю по своим студентам во ВГИКе. Индустрия небогатая, ребята учатся и хотят зарабатывать на любимом деле деньги, а зарабатывать сразу нереально. Все выпускники пытаются остаться в Москве, потому что работать в регионах нет никаких возможностей: нет площадок, нет студий.
Смотреть в телефон или кино
– Почему сегодня так много фильмов о героях прошлого? Нет героев нашего времени?
– Снимать фильмы о прошлом, о великих людях всегда было актуально. Посмотрите, сколько снимается исторических фильмов во всём мире! Про одну только древнюю Грецию картины выходят ежегодно. Это не потому, что сегодня нет героев, а потому что их тяжело найти. Да и многие современные герои спорные... Знаете, у нас очень тяжело не только с героями, но и с писателями. Пушкиных в наше время нет. Огромная беда со сценариями и сценаристами, это вам скажет любой. Чтобы писать, нужно очень много прочесть, а современные ребята не читают, они приходят пустыми. Это как операторы, которые не знают изобразительного искусства. Ты ему говоришь, мол, я хочу, чтобы по краскам было как у Рембрандта, а он не понимает, что ты говоришь, потому что не помнит ни одной его картины! Они не хотят ходить по музеям, не хотят самообразовываться, не желают смотреть картины наших великих режиссёров! Со своими студентами я сижу и смотрю картины вместе. Неважно, что я их уже смотрела! Просто я знаю, что если выйду, то они будут смотреть в свои телефоны.
– Ангелина, а есть ли такой исторический персонаж, про которого вы бы хотели снять документальный фильм?
– Я до сих пор очень хочу сделать кино про одного советского футболиста, не скажу про какого. А вот картины про царей, какие–то костюмированные фильмы у меня нет желания снимать. Это всё–таки слишком далеко от нас. Мне вообще очень нравится кино про спортсменов. «Легенду №17» я смотрела трижды и в конце каждый раз плакала. И пусть мне говорят что угодно – что это тупая картина, что это коммерция, что Даня Козловский не может быть хоккеистом, а Меньшиков не похож на великого тренера… Это кино сделано так, что я своего сына взяла и отвела в хоккей! Думаю, я не одна такая, на кого так подействовала эта картина. И разве это плохо, что премьера спровоцировала потоки «новобранцев» в спортивные школы всей страны?..
– По вашему мнению, какое кино нужно современному зрителю?
– Нашему зрителю нужна индустрия, чтобы было разное кино. Таких картин, как у Вуди Алена, у нас нет. Но у нас есть Аня Меликян, которая способна создать фильм «Про любовь». Есть Звягинцев, который снимает арт–кино. Но они же не могут снимать по пять фильмов в год! Поэтому у нас такая проблема: мы каждый фильм расцениваем как все виды картин. Мы берём фильм «Горько» со Светлаковым и начинаем рассматривать его и как арт–кино, и как комедию… А фильмы должны быть разными, тогда зритель сможет выбрать, что захочет. Сегодня для такого выбора картин недостаточно, поэтому зритель и уходит от нас к зарубежным картинам.
Досье
Голикова Ангелина Сергеевна. Родилась в городе Екатеринбурге 24 декабря 1986 года. 2004–2008 гг. училась во ВГИКе, на режиссёрском факультете игрового кино (мастерская В.И. Хотиненко, В.А. Фенченко). С 2002 года по настоящее время работает режиссером, исполнительный продюсером на Студии «Остров»
В 2007 году, выполняя дипломную работу «Девочка со спичками» (по мотивам сказки Г.Х.Андерсена), взяла главный приз международного кинофестиваля «Верное сердце».
В 2009 году выиграла три приза Всероссийского фестиваля документального кино «Человек и война». Многие картины Голиковой демонстрируются на ТК «Россия»; среди них «Иосиф Кобзон. Дар от мамы», «Река жизни», «Встреча», «Остановить на краю пропасти. Юрий Маслюков» и др.