Примерное время чтения: 7 минут
360

Кинорежиссёр Борис Токарев: «Кино должно быть предметом размышлений»

АиФ-Челябинск №27 06/07/2016
"Своей славой советский кинематограф обязан хорошей литературе". / фото Натальи Вольвач / АиФ

Гость фестиваля СМИ актёр театра и кино, кинорежиссёр Борис Токарев рассказал корреспонденту «АиФ-Челябинск», как он относится к киноремейкам, чего сегодня не хватает фильмам отечественного производства и почему никто не хочет показывать российское кино.

Актёры не попадают

Наталья Зверева, «АиФ-Челябинск»: Борис Васильевич, вы привезли на фестиваль СМИ в Челябинск фильм «Золотая рыбка». Расскажите о нём подробнее.

Борис Токарев: Это первая работа молодого режиссёра Александра Галибина. Съёмки проходили в Киргизии, работали под ураганным ветром - уланом, который сбивал с ног. Действие разворачивается в послевоенное время, когда закончилась блокада Ленинграда. В главных ролях два брата, которых сыграли пацаны восьми и десяти лет. Кстати, в реальной жизни они не братья. По сюжету мальчики мечтают купить золотую рыбку и попросить выздоровления для раненого отца. Чтобы купить рыбку в столь бедное и голодное время, они пытаются заработать денег правдами и неправдами. У фильма - счастливый и трогательный конец.

Он был показан в Санкт-Петербурге и вызвал большой интерес у детей и их родителей. Мы уже получили приглашения на кинофестивали в ЮАР, на Филиппинах. Надеюсь, что это повлияет на судьбу картины.

- Сегодня, чтобы обеспечить картине коммерческий успех, многие режиссёры делают ставку на известных артистов.

- Мы тоже чуть было не сделали на это ставку. Саша хотел снимать в главной роли очень красивую актрису, которую сегодня снимают все. В процессе проб он побрил её наголо. После пробных сцен я понял: актриса-то не попадает! Сказал об этом Саше, и он сразу же согласился. В итоге главную роль получила Мария Биорк. Ранее она была известна узкой публике по своим работам в Театре наций, у Сергея Безрукова, в театре Назарова. После съёмок в «Золотой рыбке» Машу взял Кончаловский на роль Сонечки Мармеладовой в «Преступление и наказание», и сегодня о его постановке говорит вся Москва.

Вообще, в кино очень важен выбор героя. Почему провалилась недавняя экранизация «Тихого Дона»? Из-за того, что не тех актёров подобрали. Не тот Гришка, не та Аксинья, не та Наталья. Вот бы всё то же самое, но ещё и в артистов попасть! Вот «Тихий Дон» с Элиной Быстрицкой - это шедевр! Я не хочу сказать, что нет хороших молодых артистов. Они есть, но зачастую им предлагают какие-то коммерческие вещи, в которых им не дают раскрыться. Знаете, в каких условиях им приходится работать? Их заставляют снимать по 15 минут в день! Это треть серии! Уже дошли до того, что актёру в ухо идёт текст, а он его просто повторяет, потому что учить элементарно не успевает.

С другой точки зрения

- Как вы относитесь к современным версиям советских фильмов? Сейчас их снимается великое множество!

- Да это не современные версии, это банальный ремейк! Я считаю, что в кино ремейк возможен только с одним условием: если на поставленную проблему посмотрят с другой точки зрения. Нет никакого смысла повторять былое кино один в один. Но, к сожалению, современные режиссёры не желают повернуть полено так, чтобы огонь горел ярче, у них оно горит всё с той же стороны и поэтому тускнеет.

Со сценаристами сегодня большая беда. Своей славой советский кинематограф обязан хорошей литературе. Возникает вопрос: а сегодня есть литература? Есть! Например, я недавно прочитал «Любовь в эпоху перемен» Юрия Полякова. Вы знаете Полякова? В советские времена он написал «Сто дней до приказа», «ЧП районного масштаба». Его новая книга - это замечательная история любви на фоне событий 90-х годов. Кстати, я с ним уже поговорил о том, чтобы экранизировать его произведение. И он дал согласие.

- Значит, вы согласны с тем, что сегодня идёт оболванивание зрителя - делается всё для того, чтобы он разучился думать?

- Согласен. Но я не верю в то, что, посмотрев плохое кино, человек сразу же становится болваном, нет. Если вы не хотите, чтобы вас оболванивали, никто вас и не оболванит. Печально, конечно, что нынче дают дорогу всему, с чем боролись ранее. Русский язык искажают как хотят, ударения лепят неправильно… А ведь в советские времена дикторов с телевидения за это увольняли на следующий же день! Надеюсь, что когда-нибудь российское кино вернётся к своим истокам.

- Чего, на ваш взгляд, ему сегодня не хватает?

- Нашему кино сегодня не хватает главного - героев. И это серьёзная проблема. Нынче идёт погоня за сюжетом. Делают ставку на сюжет, а не на характер. Посмотрите, что сегодня собою представляет русский сериал? Как правило, это некая любовная история, в которой она или он попадает в аварию, у неё или у него отшибает память, и вокруг этого всё вертится. Собственно, ничего интересного. С моей точки зрения, кино должно представлять собой некую модель жизни, чтобы зритель проигрывал её, проецировал на себя. Чтобы в итоге человек разбирался в той или иной ситуации. Кино должно быть глубоким, ярким, вызывающим разнообразные эмоции. Кино должно быть предметом размышлений. Но я всё чаще вижу, как наше кино отходит от реальных жизненных ситуаций. Это говорит о том, что сценаристы не изучают материала, пишут о чём-то похожем на жизнь. Не хватает глубины, по поверхности идём.

Вслед за американским кинематографом многие российские продюсеры и производящие студии стали считать, что без спецэффектов кино вообще не должно существовать. Что без них оно станет малоинтересным и вообще не привлечёт зрителя. Думается мне, это мнение ошибочное.

Учиться или зарабатывать?

- Какие перспективы у отечественного кинематогра­фа?

- Пока что весьма плачевные. Мы снимаем кино, которое не окупается. Возьмите, к примеру, «Легенду 17». В чём её успех? Была воспроизведена история Харламова, удивительного человека с удивительной жизнью. Зритель на это откликнулся. Но картина всё равно не окупилась.

Я тоже недавно представил российскому кинорынку одну из последних снятых нами картин. Собрались директора кинотеатров, которые признались: да, мол, хорошее кино, берёт за душу, пробивает на слезу, но прокатывать его невозможно. Потому что большая часть кинотеатров в нашей стране - частные, которые вообще никак не реагируют на российское кино. Для них главное - коммерция, заработок. Чтобы вы понимали величину катастрофы, открою секрет: в Москве был построен целый ряд кинотеатров за американские деньги. По условиям контракта, вся система показа выстроена по американскому образцу, начиная от вёдер с попкорном. Но в течение 25 лет там не покажут ни одной российской картины.

Нам жизненно необходима квота на иностранные фильмы. Все об этом знают, но никто ничего не собирается предпринимать. Приведу пример Франции: там 25% иностранного кино и 75% своего, французского. За 25% иностранного налог платится в разы выше, чем за французское. Если владельцу кинотеатра плевать на французское кино и он хочет показывать только американское, он вправе это делать. Но и налогов он будет платить гораздо больше. И они пойдут на развитие французского кино.

Досье

Борис Токарев. Родился в селе Киселёво Калужской области в 1947 году. В 12 лет дебютировал в кино в картине Георгия Победоносцева «Спасённое поколение». Учился во ВГИКе. В «копилке» Токарева более 40 актёрских работ («А зори здесь тихие», «Горячий снег», «Два капитана» и др.), около 15 режиссёрских («Моя Пречистенка» и др.), а также несколько работ, в которых он участвовал в качестве сценариста и продюсера. Заслуженный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РФ, первый вице-президент Гильдии актёров кино России, генеральный продюсер студии «Дебют».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах