Примерное время чтения: 6 минут
67

Обитель природы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35 26/08/2009

храм в селе Харино Красноармейского района встречает прихожан не только колокольным звоном, но и петушиным криком и овечьим блеянием. А из-за кованой церковной ограды высовываются любопытные козьи мордочки.

Пока изнутри своды сельского храма поддерживают леса из пахучих сосновых досок, а на звоннице чернеет обожжённый купол, стоящий последним в очереди на реконструкцию, у его стен учит людей доброте и любви к ближнему сама природа.

Храму Святого благоверного князя Александра Невского в селе Харино Красноармейского района - ровно сто лет. В XIX веке в деревне на месте сгоревшей деревянной харинской церкви поставили новую, с приходской школой. А в XX столетии её по "обычаям" того времени превратили в зернохранилище, переплавив колокола и уничтожив иконы. Бесхозным зданием стояла старинная церковь вплоть до наших дней, но по воле Божьей не разрушилась. В храме даже сохранился дореволюционный деревянный пол.

Церковь эту на окраине села видно издалека. Особенно в солнечный день, когда на новеньких зелёных куполах поблёскивают золотые звёзды. Интересно бывает приходским ребятишкам разглядывать блёстки и то, как качаются фигурные кованые ворота церковной калитки. Но ещё интереснее им наблюдать за живностью на храмовом подворье.

- С матушкой мы приехали сюда только с чемоданом, полным церковных книг, а потом купили пару козочек, - рассказывает улыбчивый отец Александр, настоятель храма, выпускник Тобольской духовной семинарии. - А хозяйство основала монахиня Лаврентия. Прибыла она к нам из женского монастыря Рождества Богородицы в Ростове Великом. Вот здесь её могила.

Козьи тайны

НеподалЁку от ухоженной монашьей могилки пощипывают травку курдючные овечки. Они бродят в поисках прохлады и время от времени прижимаются шерстяными боками к приятному холоду кирпичных стен храма. Перед входом в церковь, под аккомпанемент овечьего блеяния, кладёт поясные поклоны местный мужик. В двух шагах от него режет капусту пожилая женщина в платке и юбке до пят. Перетаскивая в здание церкви тазики, полные нарубленных на засолку кочанов, она крестится каждый раз, как входит в храм и выходит из него.

- Баба Катя! - окрикивают женщину деревенские девчонки лет семи-восьми, с мешками в руках. - Куда листья сыпать?

Капустные листья с окрестных огородов стараниями бабы Кати из мешков попадают прямо в центр огороженного подворья. Первыми на "зелёный пир" прибегают проныры-козы. Не торопится только козёл Бяша, самый крупный и потому самый важный обитатель двора. Безрогий, кофейного цвета (Бяша - полукровка). Другими словами, обычный деревенский козёл, генетически смешанный с животинкой высокопродуктивной зааненнской породы.

Бяша - козёл воспитанный - предпочитает не связываться с теми, кто слабее его. Например, не дерётся он с ежечасно преследующим его маленьким задиристым козликом, с острыми рогами и чёрной полосой по спине. Зато задиру явно побаиваются белые Пан и Панночка, забавная Варежка и Малышка, жующие капусту, как и все, вместе с Бяшей. И только старая Дина горделиво стоит в стороне под навесом. По словам отца Александра, состроить козью морду - это выражение точно про независимую Дину.

- Козу издревле называли "деревянным" животным, - рассказывает настоятель. - Потому что ест она всё подряд. Питательного сена не просит, а ценного молока даёт до 6 литров в сутки.

Знаете, как деревенских младенцев к жирному козьему молоку приучали? Да прямо под козу подкладывали!

Пока отец Александр выдаёт нам козьи тайны, за дворовой сеткой кипит своя жизнь.

- Кудь-кудь-кудах, - баба Катя сыплет зерно курам, уткам и индюкам, вместе с которыми к россыпям подбегают вездесущие козы. - Вы чего, куры что ли? - расталкивает она наглые козлиные морды. - Вон Дина - молодец, а вы? - это баба Катя хвалит отделившуюся от коллектива Дину, жующую капусту в одиночестве. При этом Бяша успевает окунуть свою необъятную безрогую голову прямо в ведро с зерном, чуть ли не сбивая кормилицу с ног.

- Баба Катя, да как вы только с ним справляетесь? - удивляюсь я.

Леденцы для Бяши

В это время неуправляемый с виду Бяша уходит чесать бока о старые пчелиные ульи. Новенький же пчелиный дом стоит в огороде. По задумке отца Александра и, как он говорит, с Божьей помощью пчелосемей в храмовом хозяйстве скоро прибавится. Кстати, по православной традиции весь род человеческий принято сравнивать именно с пчелиной семьёй, которая трудится во благо родичей и подчиняется единому Божьему закону.

У ещё одних представителей здешней фауны - церковных кошек - вид весьма довольный. Представители семейства кошачьих выныривают на территории храма, кажется, отовсюду. Пригревшись на рассыпанной у крыльца щебёнке, спят дымчатые котята, пока их мама того же окраса хрустит кошачьим кормом. Из сарая и обратно бегает юркая чёрно-белая кошка, а внутри храма ждёт прихожан пушистая Клякса, подобранная на автобусной остановке. Одних из усатых обитателей церковного двора привезли из города, других - подбросили местные жители, третьи - просто деревенские скитальцы.

Свою вольготную жизнь в храме коты отрабатывают как надо. Во дворе и сараях давно нет ни крыс, ни мышей. Кошки в харинской церкви не пугливые, общительные, привыкли к вниманию прихожан.

- Особенно маленьких не обходят вниманием, - говорит настоятель. - После службы дети с удовольствием общаются со всеми животными, кормят их. Многие взрослые везут козам, курам, уткам, телёнку и другим нашим обитателям хлеб, угощенье какое-то. Настоящий контактный зоопарк получается!

Козы, по словам батюшки, среди жителей двора - самые доброжелательные: ребёнка не укусят, их спокойно можно гладить и кормить с рук. Любимое лакомство рогатых - леденцовая карамель. Стоит вынуть из кармана такую конфетку - вмиг обступят со всех сторон. По замыслу отца Александра, на территории храма, в скором будущем должны поселиться ещё павлины и золотые фазаны. Как в Толгском монастыре, под Ярославлем, где павлины разгуливают по двору на радость паломникам.

В восстанавливаемом храме Александра Невского развернулась стройка. Силами бригад православных южноуральцев рядом с церковью наряду с хозблоками возводятся и монашеские кельи: Владыка благословил на создание в Харино женского монастыря. Разрастается и храмовое подворье. Кроме того, что церковное хозяйство будет кормить православных сестёр, двор превратится и в контактный зоопарк. В нём прихожане, особенно городские ребятишки, которые сельскую живность зачастую видят лишь на картинках, смогут быть ближе к природе. Иначе нельзя. У отца Александра на этот счёт твёрдое мнение.

- Если Библия - это сверхъестественное Божественное откровение человеку, то природа - это откровение естественное, раскрытая каждому Божественная книга, - объясняет своё убеждение настоятель харинского храма.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно