- Ой, какой маленький, какой хорошенький! Игрушечка! Деревенская церквушечка!
Примерно такие эмоции испытывает человек, впервые увидевший храм Димитрия Солунского. В самом деле, аккуратненькая беленькая церковь, с весёлой синей росписью на крыше. Без купола, правда, но всё равно красиво!
А потом тебе дадут посмотреть на жёлтую дореволюционную фотографию. И ты увидишь, как в золоте купола отражается солнце. Как уходит в небо стройная колокольня, такая высокая, что зазевавшееся облачко зацепилось за её верхушку. А внизу - море людское: целая площадь нарядных мужчин и женщин.
И ты поймёшь, что пришлось пережить прекрасному храму, пока он превращался в «игрушечку». И ком встанет в горле.
Отдать церковь бабушкам!
В 1759 году был построен Симский железоделательный завод, а вместе с ним и храм в честь святого Димитрия Солунского. Сначала церковь была деревянной, а во время пугачёвского восстания Салават Юлаев сжёг её вместе с заводом. После пожара сначала восстановили деревянный, а затем поставили добротный каменный храм. В 1862 году после установления нового иконостасного престола его освятили последний раз.
Далее летопись превращается в сплошной некролог. В 30-е годы прошлого века были полностью разрушены колокольня и купол. От храма осталась одна треть, из этого «обрубка» сделали депо: пробили алтарь, и прямо через него в церковь заезжали поезда. После депо была пожарная часть, затем - заводской продуктовый склад. По периметру церкви стояли морозилки и расползался тяжёлый запах рыбы и гнилого картофеля.
А в лихие 90-е, в годы безмятежной свободы, храм Димитрия Солунского отбила группа инициативных бабушек. Это была настоящая детективная история.
Рассказывает староста прихода Людмила Николаевна Гаврилова:
- В 1990 году мы решили вернуть храм верующим. Помню, нас бесконечно гоняли из одной инстанции в другую, никак не удавалось попасть на приём к главе района. Тогда мы сделали ход конём: непрошеными явились на какое-то партийное собрание, где заседало всё наше начальство. Я до сих пор помню, как мы с несколькими старушками зашли в зал. Все головы повернулись в нашу сторону. Два часа мы ждали, пока закончится мероприятие, и всё это время я читала про себя «Богородица, Дево, радуйся!». А потом вышла к трибуне и сказала: «Мы два часа сидели и терпеливо слушали вас, хотя нам это неинтересно. Послушайте и вы нас хотя бы пять минут. В нашем городе есть храм, его построил народ. Люди назвали его в честь святого Димитрия Солунского, который заботился о простых людях, раздал всё своё состояние. В алтаре лежат мощи святого, а вы устроили в церкви склад. Представьте, если бы мы завезли в ваш Мавзолей картошку и сгрузили бы её на Ленина». Я выпалила всё это на одном дыхании и ждала, что меня расстреляют. В зале повисла гробовая тишина. И вдруг с задних рядов поднялись какие-то молодые люди и закричали: «Отдать церковь бабушкам!» Вот так и отдали, всё решилось в несколько дней.
В начале осени здание отдали прихожанам, к Пасхе они уже служили первую службу. Без священника, как могли, пели хором и читали молитвы с бабушками.
Только холодно немножко
Он идёт по прохладному каменному полу, трогает руками толстые метровые стены.
- Здесь необычное было отопление до революции. Стояли четыре печи, их топили углём. Они и сейчас есть, эти печи. Угадайте где.
Отец Павел почти по-детски радуется, когда посетитель догадывается, где же эти печи. Ведёт дальше по своему маленькому, чисто выбеленному храму. Вдруг наклоняется, поднимает с пола какую-то мусоринку и прячет в карман. Он сдувает! Сдувает со своего храма пылинки.
- Наш батюшка каждый день сам работает, - громким шёпотом сообщают церковные старушки. - Строительный мусор собирает, камни, брёвна, расчищает территорию. Знаете он у нас какой!
- Ах, отец Павел! Очень он душевный батюшка, гостеприимный, - докладывают соседские священники. - Мы к нему с ребятишками приезжали, так он нас приветливо встретил, всех чаем угостил с пирогами.
- Посмотрите на старый снимок, - требует староста. - Видите, каким большим был наш храм? Так вот, мы с отцом Павлом собираемся восстановить всё, как было до революции. И ещё у нас есть несколько важных проектов, но мы пока о них не скажем. Скоро сами узнаете.
Иерей Павел Пурлов - один из самых молодых священников Челябинской области. Приехал вместе с митрополитом Феофаном со Ставрополья год назад. Полгода назад прибыл в Сим с женой и одним чемоданом. Теперь пускает корни на уральской земле.
- К храму привыкаешь быстро: после первой службы он становится родным, - рассказывает отец Павел. - Сначала знакомишься с теми, кто есть в храме. Затем - с руководителями города, начинаешь общаться. А потом уж начинаются хозяйственные дела и общественная работа. Люди нас приняли очень хорошо. Только вот холодно у вас, зимой минус 40 было. А у нас в Ставрополе при минус 25 уже школы закрываются.
Первым делом настоятель дал местным бабушкам установку: не ругаться и не шипеть, если что не так. Разъяснять людям, как одеваться и вести себя в церкви. Выдавать платочки, если надо, отвечать на вопросы. Результат налицо: старушки сияют, как начищенный серебряный рубль. А храм открыт для посетителей каждый день, с 9 до 17 часов.
И люди потянулись. Ребятня - в кружок мягкой игрушки и воскресную школу. Взрослые - на литургии. Стали чаще приводить детей на причастие. Медленно, но верно народ идёт старой протоптанной тропой. Дорогой, которой когда-то, лет сто назад, шли в церковь их прадеды.
А с высоты, с грубо побелённого потолка, на них смотрят ангелы - единственное украшение храма. Когда-то их сделали те самые бабушки из 90-х. Ангелы вырезаны из фанеры и раскрашены акварельными красками. Но ведь от этого они не перестают быть ангелами? И если их рисовали, значит, это кому-нибудь нужно...