Проблемы ЖКХ касаются всех. Но не каждый претензии к нашим коммунальщикам может вывести далеко за пределы обычной жалобы или предложить конкретные решения, чтобы помочь ЖКХ вырваться из его нынешнего состояния.
Наш читатель, почётный строитель России Юрий Каменец считает, что знает, в чём корни многих нынешних проблем и как можно их решить.
За что платим?
- Вы считаете, что управляющие компании в рамках ЖКХ как форма неэффективны?
- Я полагаю, что жилой фонд города принудительно распределён между 14 управляющими компаниями, которые фактически являются монополистами, всячески препятствующими созданию товариществ собственников жилья (ТСЖ), видя в них серьёзных конкурентов. Практика работы ТСЖ, составляющих сегодня весьма малый процент, показывает, что они хорошо справляются со своими задачами, и намного лучше, чем управляющие компании. Не всё население города знает, что по закону ТСЖ само может устанавливать тарифы на оплату обслуживания жилья, контролировать расходы и все поступающие платежи и быть подотчётной членам ТСЖ.
- А управляющие компании, стало быть, грешат "приписыванием" сумм?
- Да, некоторые компании, к примеру, в квитанции включают стоимость оплаты общей домовой антенны без ведома и согласия на подключение жильца. Включают оплату найма квартиры, ордер на которую жилец получил по решению органа советской власти. Эти действия противоречат Жилищному кодексу.
Приведу один пример. В Челябинске ежегодно в течение месяца, иногда более, проводится профилактика и ремонт систем горячего водоснабжения. Этот период не подлежит оплате, однако в квитанциях цифры стоят без исключения этого периода.
Есть понятие "отопительный сезон" и понятие "фактическое отопление жилья". Включение и выключение отопления в жилых домах выполняется, когда среднесуточная температура наружного воздуха в течение пятидневки устанавливается плюс 8 градусов. Время включения или выключения отопления определяется решением мэра. Обычно включают отопление в двадцатых числах октября, а выключают в начале мая. И только за этот период полагается платить. Но компании в квитанциях рисуют оплату полным рублём за сентябрь, октябрь и май.
И ещё, граждане не должны платить за потери транзитных сетей, которые находятся в земле, зачастую в воде. Не из нашего кармана должны перекрывать потери из-за того, что вышла из строя изоляция трубопроводов, разорвало водопровод, и три дня и более бежит на улице вода. Это - задача обслуживающих население организаций. Но, в итоге, мы просто платим и платим, не задумываясь.
- Когда ещё мы переплачиваем?
- Скорее, не получаем то, что должны, - при проведении капремонта. Не все знают, что при ремонте кровли, фасада, внутренней системы отопления, электроснабжения и сантехобслуживания, должна производиться замена вышедших из строя или морально устаревших приборов: ванн, умывальников, смесителей, унитазов, - установка или замена морально устаревших приборов учёта расхода электричества, газа, воды, и отопления. Но эта работа специалистами управляющих компаний зачастую не делается. И вообще, они многое не делают. За последние годы не было ни одной публикации о результатах деятельности управляющих компаний, поступлении и направлении расходования финансовых средств.
Экономят на всём
- Но ведь это частные компании, разве они обязаны отчитываться?
- Кроме средств, поступающих от населения по тарифам, управляющие компании получают бюджетную дотацию, и население должно знать, расходуются ли эти средства по прямому назначению, или отвлекаются от установленных законодательством целей. К сожалению, часто компании предпочитают чего-то не делать, либо делать не до конца, чтобы сэкономить. Например, подметать лестничные клетки не каждый день, а один раз в неделю или месяц. Полгода не мыть подъезд. Не делать вовремя текущий ремонт. Экономят на дворниках, поддержании в рабочем состоянии детских и спортивных площадок во дворах...
- Есть ли у вас предложения, как изменить ситуацию?
- Есть. Например, я поддерживаю логичное предложение о необходимости создания в подчинении управления жилищного хозяйства администрации города отдельных районных управлений.