Чтобы понять, чем живут наши земляки, достаточно, например, проехать на электричке от Челябинска до Миасса.
В электричке почти как в бане - все равны. На одном сиденье, обтянутом коричневым дерматином, могут сидеть и мило беседовать те, кого в иной обстановке вместе даже теоретически представить сложно. А здесь, в замкнутом пространстве состава, под мерный стук колес все границы стираются. И бабулька с авоськой, интеллигентного вида подвыпивший мужичок или обычный студент начинают рассказывать всю подноготную о себе, жаловаться на низкую зарплату, на преподавателя-взяточника или сокращение на заводе.
Нешуточная экономия
В середине воскресного дня на электричке до Златоуста народу не так много. В основном молодежь да пенсионеры с авоськами и тележками, забитыми дешевыми товарами. Кто-то едет на свои садовые участки, чтобы прибрать последние вещи да припрятать самое ценное от садовых грабителей, кто-то из Челябинска домой, а кто-то - наоборот, в гости. Поэтому и разговоры у всех разные...
- У меня дочь хотела покупать квартиру. А какая сейчас ипотека?! Вот так и ютятся в съемной! - всплескивает руками баба Галя, женщина лет 60 в теплой шали и расстегнутой шубе. - Катя сама работает в банке. Еще летом надеялась, что дадут беспроцентную ссуду. А теперь вот пшик! А муж ее работает инженером на заводе. Вроде зарплата неплохая, но тоже боится, что скоро начнутся сокращения.
В Челябинск Галина Ивановна ездила из родного Миасса, чтобы закупить продукты по оптовым ценам. За поездку экономит иногда больше 50 рублей. При ее пенсии в 3500 рублей экономия ощутимая. Из тележки, набитой до самого верха, торчит батон колбасы, хлеб и какао.
- Какао мои внуки любят, специально для них покупаю. Наше, отечественное, - говорит женщина. - Им же не объяснишь, что денег на ненашенское у бабули нет.
Внуки бабы Гали - погодки, мальчишкам 5 и 6 лет. Живут там же, в Миассе. Старшего, Артема, готовят к школе. Чтобы финансово обеспечить будущие траты на первоклассника, пожилая женщина уже сегодня вяжет носки и продает их на местном базарчике.
Наша собеседница Валентина, женщина помоложе, еще работает. В Челябинск ездила, чтобы отвезти внука, которого забирала к себе в Миасс на выходные.
- Дома-то за ним смотреть некому, - делится Валентина. - Дочка работает иногда даже по выходным, с работы приходит поздно, устает, так что заниматься с ребенком некому. А здесь я ему и книжки почитаю и уроки помогу сделать. То я, то муж забираем его из Челябинска.
Муж у Валентины работает в трех местах: на заводе и в частной компании - сторожем, в магазине - грузчиком. Дома жалуется, что зарплата маленькая, но терпит, всё равно надо дотянуть до пенсии.
Глядя из окна на хмурые низкие тучи, женщины смолкают. Баба Галя довязывает серенький пуховый носочек, Валентина скрипит карандашом, исправляя ответ в сканворде. А впереди еще немало километ-ров не очень-то сладких дум.
Не до музыки
"Следующая остановка Аджатар..." Вагоны электрички практически пусты, последние садоводы вышли еще до Полетаево. В соседнем вагоне всего человек десять. Кто сидит, уткнувшись в книжку, кто спит. Завязать разговор с очередной собеседницей помогает продавщица мороженого.
- У этой женщины всегда мороженое дешевое, не сильно накручивает цену, - взяв стаканчик пломбира, говорит 34-летняя Мария. - Даже непонятно, на чем наваривается. Тут их много ходит, кто что продает: раскраски, книжки, газеты, глухонемые носят камешки какие-то да всякую ерунду. Только редко кто что-то у них покупает. Музыканты иногда ездят. Правда, в последнее время реже стали тренькать да петь. Народ сейчас не то чтобы жадный стал. Прижимистый! Каждую копейку экономят - не до музыки стало.
По утверждению Марии, раньше в электричках намного веселее было. Она со смехом рассказывает очередную историю.
- Ехала я как-то летом от родителей в Челябинск, и ребята молодые, туристы с Таганая, рядом сидели. Тут из соседнего вагона прибегает мальчишка и говорит, что кондуктор идет. А те - бедолаги - без билетов были. Рюкзаки мне оставили, а сами решили перебежать по улице в другой вагон, где пассажиров уже "обилетили". Выбежать-то выбежали, а заскочить - не успели. Потом мне рюкзаки им пришлось в окно выкидывать...
Мария едет домой в Златоуст, чтобы дать родителям денег на уголь. В прошлом бюджетники, учителя, а ныне обычные пенсионеры, они более или менее держатся благодаря дочери, которая живет и работает почти дюжину лет в Челябинске.
- Старики живут в своем доме. Нашли уголь по 1200 за тонну, - радуется женщина. - Дам им денег да заодно возьму картошки из дома. В Челябинске-то она по 15 рублей в магазине, по 12 - на рынке.
Студенческий маршрут
Обратный путь из Миасса до Челябинска занимает те же 2 часа и ни минутой больше. Правда, время проходит куда веселее. В электричке на 20:27 едут практически одни студенты да лыжники и сноубордисты с гор. Льготный билет от Миасса до Челябинска стоит всего 37 рублей, потому большинство из них предпочитают добираться до города именно на электричке, а не на автобусе.
У окна с тетрадками и огромными словарями примостились две студентки-лингвистки. Время от времени они все-таки отвлекаются на разговоры.
- До сессии осталось две недели. Всё бы ничего, но говорят, один из экзаменов не сдать без "пальмового масла" (на разговорном английском palm oil - "взятка" - прим. авт.). А стипендию получать, пусть и небольшую, охота.
Стипендия, на которую претендуют Таня и Лена, равна 1200 рублям. Но и её надо еще заработать. По окончании университета, через 2 года, возвращаться в родной Миасс ни та, ни другая не планируют.
- Неужели вы думаете, там мы кому-то нужны? Хотя и в Челябинске жить дорого, - рассуждают подруги. - Но, по крайней мере, здесь есть работа... Да что загадывать! Нам бы сессию сдать без "масла"!
"Электропоезд прибывает на станцию Челябинск..." Меньше ста человек, поеживаясь от холода, торопятся с электрички на последние автобусы и троллейбусы. Завтра они будут решать свои проблемы: сдавать экзамены, получать урезанные зарплаты и ожидать сокращений на заводах. Очередная "электрическая" история закончилась.