Примерное время чтения: 5 минут
244

Крайний альпинист Союза

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49 03/12/2008

Если сложить маршруты всех восхождений южноуральского альпиниста, то получится расстояние не меньше длины экватора.

Челябинец Владимир Луценко получил звание мастера спорта СССР по альпинизму за пару дней до распада Советского государства. Правда, последним он себя не называет.

- Последних в горах не бывает, есть заключительные, крайние, - немного суеверно, словно боясь разгневать горы, говорит южноуральский альпинист.

От расцвета до развала

Свое первое восхождение будущий мастер спорта Владимир Луценко совершил еще в пять лет. В Геленджике, куда шустрого Володьку привезли отдыхать родители, мальчишки постарше решили наперегонки подняться на местную гору. И пятилетний мальчуган, раздирая коленки о кустарники, какими-то козьими тропами добрался до вершины вторым. Тогда родители и не подозревали, что 15 лет спустя их сын будет настоящим альпинистом. И в списке пройденных им маршрутов будет Эльбрус, пик Коммунизма, пик Ленина и даже гималайская вершина Чо-Ойю...

Правда, если быть до конца верным арифметике, настоящей, сумасшедшей и неутолимой любви Владимира к горам чуть меньше 30 лет. Именно в конце 70-х он, будучи студентом ЧПИ, начал заниматься в секции альпинизма. Но не сразу подпустили его к себе горы, а лишь несколько лет спустя, после изнурительных, тяжелых тренировок. За 10 лет активных занятий Владимир Луценко совершил около 200 восхождений. Иногда в горах Советского Союза он проводил по полгода, а то и больше.

И возможно, все вершины были бы им покорены, но в стране случился переворот. Переворот, которому Владимир и его друзья, в принципе, обязаны громкими званиями последних мастеров спорта Советского Союза по альпинизму.

- В 1991 году наша команда заняла второе место в чемпионате Союза, - рассказывает альпинист. - Мы подали документы в Министерство физической культуры. А в декабре СССР... развалился.

На фоне политических дрязг альпинизм оказался ненужным и просто забытым. И только ровно год спустя, в декабре 92-го, южноуральским спорт-сменам позвонили и пригласили забрать удостоверения.

- Вот и получились, что мы стали теми альпинистами, кому в Союзе присвоили звание мастеров спорта крайними, - с ностальгией в голосе говорит Владимир. - За нами уже шли мастера спорта России...

Вершины за "занавесом"

Рухнул железный занавес, и у спортсменов с советской закалкой и послужным списком, состоящим из пиков с уже неактуальными для нового государства названиями, появилась возможность выехать за рубеж. Альпы, Гималаи, Анды - вопрос упирался только в деньги, причем немалые. Правда, как говорят сами альпинисты, оно того стоило.

В 1994 году Владимир с друзьями впервые выехал за границу, в Альпы. Естественно, там все было по-другому. После Советского Союза с его дефицитом и пустыми полками небольшая группка русских была поражена не только организационным уровнем, но и невиданным доселе снаряжением, экипировкой!

- У нас же этого ничего не было. Фишка советских альпинистов была том, что в горы мы ходили в валенках и с обычными "кошками", в то время как иностранцы - в специальной (!) обуви, - с улыбкой вспоминает челябинец. - Тогда у нас был только один магазин "Спорт", на пр. Ленина. И естественно, там ничего не было. Мы шили все сами. Так что в советские времена альпинист был и швец, и жнец, и на дуде игрец! А продукты?! Это сейчас у нас в любом супермаркете - альпинистское питание: чипсы, сухарики, печенье, консервы... А тогда мы сами себе сушили сухари, сало солили, мясо пытались заготовить. Сушеные бананы и вовсе деликатесом считались. Их даже дети не трогали - святое!..

Уже в 2006 году Владимир совершил одну из самых своих серьезных экспедиций - челябинцу покорился Чо Ойю, один из 14 восьмитысячников. В составе команды альпинистов он поднялся на вершину высотой 8201 метр... Еще одна альпинистская мечта осуществилась.

Остаться в живых

Увы, жизнь романтиков с высоких гор состоит не только из больших и маленьких побед и баек у костра... Ежегодно армия альпинистов не досчитывается нескольких десятков своих бойцов. В 1989 году на пике Коммунизма лавина унесла жизнь Анатолия Заруцкого, тренера Владимира. Для него эта потеря оказалось самой тяжелой. Человека, который обучил его всем альпинистским навыкам и научил уважать горы, не стало... Потом практически каждый год кого-то не досчитывались...

- В прошлом году мы потеряли молодых ребят из Магнитогорска, Лену Наговицыну, - помолчав, говорит Владимир. - Просчитать, конечно, можно все, но... Можно восхождение совершить успешно, а на спуске допустить незначительную ошибку. И ценой её станет жизнь. Гора может стереть человека, как пушинку. Альпинизмом нельзя просто заниматься, им можно только жить. А законы жизни в горах, увы, очень жесткие...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно