Наш южноуральский турист вправе застраховаться и от курортной травмы, и от риска опоздать в улетающий за тридевять морей самолет. Страховщики готовы вернуть потраченные деньги, но с тысячей оговорок.
О том, чтобы разработать эффективную систему страхования туристов, А. Мешин, генеральный директор ЗАО "Тургид", задумался после одного случая, почти детективного. В конце 1970-х он возглавлял Челябинский областной комитет по туризму и экскурсиям, и его туристу на Кипре во время отдыха камнем раздробило ногу. Советский путешественник, само собой, был застрахован, но киприоты отказались выпускать больного на родину, пока тот не заплатит. Счет за врачебную помощь, который выставили нашему земляку, был огромен.
Берегитесь ежей и врачей
- Пришлось тогда моего туриста похищать, - вспоминает Алексей Васильевич. - Переодевшись в форму американского солдата, я проник в госпиталь и вывез пациента на тележке. У входа, как в детективном кино, ждал автомобиль. Мы помчались в аэропорт.
После этой истории Мешин, подсмотрев у европейцев схему страхования туристов, когда турфирма открывает так называемые колл-центры в разных странах, организовал нечто подобное и у себя. Именно в представительство вашей турфирмы, а не к врачу в отеле, как поступают некоторые туристы, и нужно обращаться в случае неприятностей.
"Телефонные номера сервисных центров указаны в полисе", - инструктируют турменеджеры клиентов перед путешествием. Но не все отдыхающие вспоминают заветные рекомендации, лежа на кушетке в пляжных шортах и со сломанной ногой. Растерянность эта многим будет стоить сумасшедших счетов за медицинские услуги, когда они, вместо того чтобы звонить в колл-центр, вызовут местных медиков.
Рожайте дома
По словам М. Коробовой, менеджера туристической компании "Форсаж-плюс", от медстраховки наши земляки обычно не отказываются. Но зачастую альтернативы покупке полиса просто нет. Без страховки, к примеру, не впустят в визовую Европу.
Само медстрахование обойдется в копеечную (в сравнении с потенциальными затратами на врача) сумму - в среднем не больше доллара в день. Полис заметно подорожает, если вы планируете вести на отдыхе активный образ жизни, заниматься спортом и посещать опасные экскурсии. За дополнительные риски с вас возьмут повышающий коэффициент. Кстати, компания-страховщик может работать с учетом франшизы, то есть часть расходов будете брать на себя вы сами. Например, вызывать врача вам придется за личные 20-30 долларов. В стандартном и потому недорогом полисе предусмотрен ограниченный набор процедур. Иглу морского ежа из неуклюжей пятки заграничные врачи, конечно же, вынут и рану залечат. А вот бесплатно пломбировать зуб туристу с базовой медстраховкой не станут. Просто вколют болеутоляющее.
Страдаете хроническими заболеваниями? За вызов "скорой" в случае обострения недугов готовьтесь платить из своих кровных. Раскошелиться придется и за процедуры, так или иначе связанные с ведением беременности, вне зависимости от ее срока. Так что, будущие мамы, перед тем как рожать прямо на курорте, оцените свои финансовые возможности.
Остаться дома, в то время как друзья разъедутся по курортам, рискуют и те, у кого поездка просто сорвалась. В этом случае расходы на путевку компенсирует страховка от невыезда. Страховщик вернет деньги, если вы не уехали в путешествие из-за серьезной травмы или болезни, смерти близкого родственника. Повредили ваше имущество, вызвали в военкомат или суд, а может, отказали в выдаче визы? Всё это тоже страховые случаи.
Страхование от невыезда - дело добровольное, но, по словам И. Волковой, директора по туризму челябинской фирмы "Пальмира", некоторые туроператоры заставляют нежелающих страховать риск невыдачи визы подписывать письменный отказ. К слову, стоит эта страховка не больше 4-5% от цены тура, а франшиза может быть и 15-процентной. Эти и другие тонкости вы найдете в тексте самого договора, который "по диагонали" читать точно не стоит. Иначе можно пропустить интересные "оговорки".