С начала пожароопасного сезона в Челябинской области произошло более 1000 возгораний, во всех районах объявлено чрезвычайное положение.
Уже метров за 100 до таблички "Сад "Вавиловец"" стелется едкий дым. Горит березовый лес. Виновников лесного пожара поймали с поличным - тракторист Володя испуганно оправдывается, а его начальник уже сидит в уазике. Ему предстоит объяснить сотрудникам УВД и МЧС, почему его рабочий проводил отжиг поля, нарушая все установленные требования.
Дай Бог дождика
Тракторист одного из сельхозхозяйств, чтобы сжечь сухой бурьян на арендованной земле, таскал по полю прицепное устройство с горящим баллоном. Огонь охватил участок леса площадью в 2 гектара. За считанные минуты языки пламени сожрали огромный участок травы и принялись за березы. Благо, вовремя подоспели местные "пожарные" - сотрудники Кременкульского лесничества.
- Я делал только то, что начальство приказало, - растерянно бормочет уже немолодой тракторист. - Иначе премии не видать бы было...
- По правилам, чтобы проводить отжиг, на поле должна быть хорошая опашка от леса, - поясняет Владимир Ольховский, сотрудник МЧС - Должна стоять пожарная машина и находиться люди, которые бы следили, чтобы огонь не перекинулся на лес. Этого никто не предусмотрел. Результат - пламя перекинулось в лес. Кто понесет ответственность? Безусловно, руководитель сельхозхозяйства.
Увы, именно так большинство лесных пожаров и разгорается, сетуют лесные стражи. Никакие предупреждения и разъяснительные беседы не помогают. Пожарам способствует сухая погода. Сейчас упор и пожарные, и работники лесничеств делают на спасение более ценных лесных культур - елей, сосен, пихточек, а вот на березы времени мало остается.
- Стараемся не допустить верховых пожаров, - говорит Николай Иванов, участковый Кременкульского лесничества. - Ведь если верховой пойдет, можно считать, что лес погиб.
Проконтролировав, что "пал" дальше в лес не идет, огнеборцы подходят к нам. Уставшие, насквозь пропахшие лесной гарью сотрудники лесничества уже больше недели работают в экстренном режиме.
- Ни выходных, ни проходных, жены уже кричат, что не видят нас дома, - устало смеются мужики. - Горячая у нас пора сейчас, что поделаешь. На дню по 30 раз выезжаем на огонь. Дай бог, чтобы дождик прошел. Но что-то синоптики дождей пока не обещают...
Лес спасают, можно сказать, голыми руками. Нет ни навороченных пожарных машин, ни брандсбойтов и "умной" огнестойкой одежды. Только РЛО - "ранец - лесной обрызгиватель". В него вмещается примерно 15 литров воды. Хватает на участок в 20 метров. Потом приходится бежать к машине, где стоит канистра с водой, "заправляться" и снова в бой с огнем.
На перекур и разговор с журналистами у кременкульцев времени не остается - поступает новое сообщение о том, что горит Харлушевский заказник. Без лишних разговоров они снова садятся в машину и едут по вызову.
Лесной факел
За последние десять дней огонь уже повредил более 14 гектаров леса. Горят леса и в заповедниках, там произошло уже более 20 пожаров.
Еще одна бригада, спасающая лес, состоит из сотрудников отдела особо охраняемых природных территорий Челябинской области. В нормальное, мирное от огня время они охраняют заказники от браконьеров. Сейчас же им наравне с пожарными приходится бороться с огнем. На своем уазике они ежедневно объезжают огромные территории, чтобы вовремя выявить очаги возгорания. Где получается, тушат лесной пожар сами, там, где огонь уже перепрыгнул на верхние этажи леса, вызывают на подмогу пожарных. К "Вавиловцу" они приехали из Челябинска, с городского бора. Там ребята тушили пожар прямо у памятника Курчатову.
- Уже четвертые сутки боремся с огнем, - говорит Михаил Отверченко, начальник 11-го участка. - На днях в Харлушевском заказнике огромная территория горела. Семь часов тушили. Отбили несколько сосняков. Впятером перетаскали тонну воды.
По наблюдениям специалистов, самые огнестойкие деревья - лиственница и береза. А вот сосна или молодая елочка сгорают моментально. Чтобы восстановить старый лес из хвойных, потребуется несколько десятилетий.
- Виновниками пожаров часто становятся садоводы, туристы, - вздыхают сотрудники отдела. - Причем во время пожара мало кто из людей нам помогает.
Спасатели считают, что, кроме призывов к гражданской ответственности и лекций для населения, поправить дела и спасти лес может ужесточение административных мер наказания. Сегодня штрафы несоразмерно меньше ущерба, наносимого поджигателями, - от 100 до 500 рублей для частного лица, в пределах 2000 рублей - для должностного. И пока это так, ежегодно умирают десятки гектаров леса.