Экология на Южном Урале никогда не была отвлеченной темой. Начиная примерно с 1957 года и по сию пору. И мало в каком российском регионе общественные экологические организации имеют такое влияние.
Споров вокруг переселения села Муслюмово хватает. Одни говорят, что это благое дело. Другие обвиняют муслюмовцев в том, что те просто наживаются на своем статусе. А как всё обстоит на самом деле? В чем плюсы и минусы проекта? И действительно ли Муслюмово - самое зараженное место в Челябинской области? Кому об этом знать, как не председателю челябинской городской эколого-просветительской общественной организации "Теча" Госману КАБИРОВУ. Он сам из этого села родом, а в кабинетах высоких начальников его встречают не без внутренней дрожи - за 25 лет эколог стал там частым гостем.
Миллион - это много или мало?
- Кажется, ваша цель достигнута - переселение Муслюмово идет полным ходом. Вы удовлетворены?
- Нет. Потому что я до сих пор не понимаю: если уж затеяли переселение, то почему надо выбирать место, столь близкое к зараженной территории? От самых крайних домов старого села уже видны крыши нового - там метров 400, не больше! Вы знаете, что помимо миллиона на каждого из переселенцев из областного бюджета выделено еще 450 миллионов на инфрастуктуру - дороги, газ, больницу, школу. Да с такими деньгами любой район был бы рад принять новый поселок! Но нет, почему-то строят совсем рядом с Течей, хотя понятно, что и скотина будет продолжать в тех местах бродить, и сенокос там же будет...
- Неужели правдивы те слухи, что, мол, кому-то выгодно не отпускать далеко людей, чтобы проследить, как реагирует организм на долголетнее облучение?
- Поневоле поверишь. Судите сами. На переселение согласились всего 64 человека, а домов строят уже более 200. Из этих 64 большинство люди довольно пожилые, молодежи нет совсем, но при этом в новом поселке строят большую школу на 250 мест. Для кого? По принципу "никуда не денетесь"? Ведь дома-то хорошие, я согласен.
- Возможно, предполагают, что в новое село будут переселяться люди и из других мест?
- Не исключено. Тем более что в соседнем Султаново открывают медный рудник, так что населения может и прибавиться. Кроме того, говорят о том, что под Муслюмово открыли богатейшие залежи никеля и других руд. Дескать, это и есть истинная причина того, что власти наконец решились на переселение. Но отселяют людей не очень далеко - подопытные кролики не должны разбегаться.
- Но разве у людей нет выбора? Согласен, миллион при покупке жилья - это сейчас не так много, но и не мало!
- Проблема еще и в том, что при покупке жилья деньги переводятся только после получения "зеленки". Это занимает какое-то время. И продавцы, и риелторы идут на это очень неохотно. Зачем им ждать перевода денег, когда, как правило, есть другой покупатель, готовый заплатить деньги тотчас же. Поэтому и не так много среди переселенцев тех, кто потратил миллион на покупку жилья где-то в Челябинске или другом районе. Но власти тоже можно понять: они объясняют порядок перевода тем, что есть опасность того, что деньги будут попросту разворованы. Опять же - про миллион. Да, для владельца какой-нибудь развалюхи в Муслюмово это хороший обмен. Но в селе есть прекрасные большие и современные дома, которые менять на миллион просто жалко. Вот владельцы этих домов и относятся к тем, кто колеблется, не может принять решение.
- Что будет со старым Муслюмово?
- Хотят реку отгородить канавами, а на месте домов посадить сосны. Они и растут быстрее, и являются своеобразными растительными дозиметрами: если уровень радиации в почве повысится, хвоя начинает желтеть.
- Жутковатое место, наверное, будет - лес на месте разрушенной зараженной деревни...
- Ну вы зря Муслюмово так демонизируете. В Челябинской области есть куда более опасные места. К примеру, никому бы не рекомендовал покупать картошку, сметану или прочие продукты на трассе в районе Аргаяша, Дербишева или Худайбердинска. Там есть территории, зараженные куда в большей степени, чем Муслюмово, которое страдает-то в основном от Течи. А в том же Дербишева сама земля заражена.
- Можно догадаться, как вы относитесь к строительству Южно-Уральской АЭС.
- Здесь всё очень неоднозначно. Во-первых, мне очень не нравится, что такое решение принимают наверху, без учета мнения местного населения.
Во-вторых, не внушает доверия степень безопасности. Академик Александров в свое время говорил про реакторы РБМК: "Да их на Красной площади ставить можно!" А потом эти реакторы рванули в Чернобыле! А если учесть, что на "Маяке" находится хранилище делящихся материалов, рассчитанное на 70 тысяч боеголовок, да прибавьте к этому прочие заводы "Маяка", да еще и АЭС, то представляете, какая концентрация получится? В случае аварии мало никому не покажется, такая цепная реакция пойдет, что...
В-третьих, это пресловутая экономическая выгода. Да, сначала она будет, так как только в жилом секторе экономия электроэнергии может составить 40%. Но любую АЭС через 50 лет надо закрывать. А это огромные деньги! Замок просто так на воротах не повесишь! И в итоге получается, что свои же доходы АЭС потом и проест. Мы, по сути, обворовываем будущие поколения, оставляя им решать эти проблемы.
Такое вот хобби
- А как получилось, что занялись экологическими проблемами? Насмотрелись на страдания односельчан?
- Не совсем. Я ведь дозиметристом на газопроводе работал, вот и попросили меня однажды провести замеры. Так и пошло. Практически это у меня хобби. Особо на моем поприще не заработаешь, тем более когда закрыли иностранные гранты, объявив нас наймитами Запада. Хотя это ерунда, конечно! У Запада полно своих недостатков, но в чем-то они ведут себя достойнее нас. Вот вам пример. Финляндия еще по советским договорам должна была отправлять нам свои отходы. Но когда мы развернули на одной из наших акций перед финнами фотографии больных детей из Муслюмово, они отказались от отправки отходов.
- Всё-таки нервное у вас хобби - сплошная борьба....
- У меня и другое хобби есть, поспокойнее - охота. Я с детства хожу с ружьем.