"Судью на мыло!" - скандируют трибуны. "Матрасы", как их называют за черно-белую полосатую форму, остаются крайними и у игроков, и у тренеров, и у болельщиков.
Перед каждым матчем челябинские судьи-лайнсмены (лайнсмен - помощник главного судьи - прим. авт.) международной категории Яков Моношков и Роман Гофман, несмотря на то что на счету каждого из них уже более 600 матчей, нервничают не меньше хоккеистов. Начнут ли команды биться за очки, что называется, насмерть? Будет ли на площадке "грязный" хоккей? Их задача - предугадать и направить игру в чистое русло.
"Грязные" игры
Чтобы стать настоящим судьей, нужно не только обучиться на специальных курсах, но и знать хоккей изнутри. Звездная карьера игроков у ребят не сложилась, зато уже в 20 лет оба челябинца обслуживали матчи российской хоккейной суперлиги.
- В хоккей-то толком не поиграл даже. Первый раз в качестве судьи на лед вышел в 14 лет, - рассказывает 24-летний Яков Моношков.
Сейчас за плечами челябинцев 10-летний опыт, они работали со всеми командами суперлиги. Кроме "Трактора", разумеется.
- По правилам Российской хоккейной лиги мы не можем судить матчи с участием своей команды в ходе регулярного чемпионата, - объясняет Роман Гофман. - Но даже если бы была возможность, я бы отказался. Во-первых, сложно со своими работать, во-вторых, столько врагов можно нажить! Бывали случаи...
- Тяжело было работать с "Витязем". "Сибирь" из Новосибирска грубо играла, - делится Яков. - Ну а самые "грязные" игроки - это Дарси Веро из "Витязя" и Владислав Бульин из "Металлурга".
Это для болельщиков драка - шоу сродни гладиаторскому. Для судей же - самая неприятная работа. Ведь именно они должны препятствовать хоккейному "замесу".
- Если драка всё же началась, мы должны ее остановить, определить зачинщика, не дать третьему игроку влезть в дуэль двух других, - говорят арбитры. - А когда на льду побоище, как в матче между "Ак Барсом" и "Трактором", где команды сошлись стенка на стенку, остается только смотреть и записывать штрафы.
Нередко достается и самим судьям.
- Яков однажды разнимал драку игроков "Динамо" и "Ак Барса". И оказался в самом низу свалки хоккеистов, - рассказывает про своего напарника Роман. - От травмы во время матча ни один судья не застрахован. К слову, мы обязательно страхуем свои жизни.
Крикуны не знают правил
По сравнению с зарплатами хоккеистов судьи получают деньги небольшие. В то же время, чтобы попасть в когорту судей суперлиги, нужно немало потрудиться.
- В начале каждого сезона мы сдаем нормативы на земле и на льду. Например, в тесте Купера (бег на 3 километра - прим. авт.) нам, линейным судьям, надо выбежать из 11 минут, - говорит Роман Гофман. - На льду один из сложных - пять "восьмерок". Это когда арбитры петляют между кругами вбрасывания на время. Приходится тренироваться.
Но и "физика" не самое главное. По словам челябинских судей, важнее всего иметь характер. Хоккейный арбитр виноват же у всех: у игроков, тренеров, фанатов.
Именно от последних больше всего достается "полосатым". Причем, как отмечают многие российские арбитры, у челябинских фанатов дурная слава.
- Коллеги из других городов называют их "суровыми челябинскими болельщиками". В других городах (Казани, Омске, Череповце) могут загудеть, засвистеть, но чтобы скандировать "Судья - Элтон Джон" или материться - такого нигде больше нет, - в голос уверяют оба лайнсмена. - Кстати, это не от большого ума. Большинство же из этих крикунов правил не знает. Мы на них не в обиде, уже привыкли. Просто они же с детьми приходят... Перед детьми им должно быть стыдно.