Примерное время чтения: 8 минут
140

Кому нужны ваши идеи?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8 20/02/2008

В начале этого года в ряде СМИ началась паника в связи с опасением, что после принятия новой части Гражданского кодекса РФ может случиться ситуация, когда изобретатели просто окажутся на обочине, а изобретения их не будут востребованы.

По инициативе наших читателей редакция "АиФ-Челябинск" провела круглый стол на тему "Интеллектуальная собственность: жизнь по новым правилам". Мы приводим наиболее интересные выдержки из развернувшейся дискуссии.

Участники круглого стола

  • Андрей Трушников, ведущий круглого стола, главный редактор газеты "АиФ - Челябинск"
  • Елена Анатольевна Крешнянская, заместитель директора Центра интеллектуальной собственности Южно-Уральской торгово-промышленной палаты
  • Алексей Владимирович Минбалеев, заместитель директора Уральского научно-исследовательского центра интеллектуальной собственности РНИИИС
  • Галина Васильевна Зеленова, заместитель директора ОГУП "Уралпатент"
  • Геннадий Анатольевич Воронин, изобретатель, директор НПО "Напитки всея Руси"

    Паника не к месту?

    Ведущий: Так что же это за изменения, которые наделали столько шума?

    Е. Крешнянская: - С 1 января 2008 года вступила в силу 4-я часть Гражданского кодекса. Главный плюс этого документа в том, что в нем сведено вместе всё законодательство, регламентирующее вопросы интеллектуальной собственности. Но есть и недостатки. Например, информация несколько разрозненна, есть повторы. Мнение о том, что изобретатели в результате вступления в силу новой части кодекса останутся без патентов, по большому счету "утка". Да, действительно, 4-ю часть Гражданского кодекса приняли, а законные акты, которые должны определять, как проводить экспертизу, как выдавать патенты, каков срок рассмотрения для ответа, другие правила, пока еще не утверждены. Но все они уже готовы и обсуждаются в среде экспертов. Несмотря на это, права изобретателей как защищались, так и будут защищаться. Заявки на патенты подаются, принимаются и фиксируются, а те, по которым уже вынесено решение, выдаются на руки.

    Г. Воронин: - Я получил свой патент еще в 2001 году. Технология оценена московскими экспертами в 20 млн евро, это 700 млн рублей. Но после вступления в силу новой части Гражданского кодекса мне звонят представители компании "Вимм-Билль-Данн", с которой у меня до этого шли достаточно успешные переговоры по внедрению моего изобретения, и говорят, что при таких условиях они со мной работать не будут. Более того, там заявили, что всю свою научную деятельность они вообще готовы вывести за пределы РФ. Когда нет определенных правил игры, связанных с интеллектуальной собственностью, многие не то что не патентуют свои изобретения, а вообще ничего не хотят изобретать.

    Кроме того, существует определенная пассивность наших властей. Например, я связывался с одной крупной иностранной фирмой, ответ от нее пришел через два дня, и сейчас я веду с ней активную переписку. То же самое я пытаюсь сделать здесь. Но совсем с другим результатом. К примеру, ответа из областной администрации я ждал 2 месяца, встретились со мной только через 3 месяца. Если мы, изобретатели, вам, властям, не нужны, так вы нам об этом прямо скажите.

    Г. Зеленова: - Наши власти зачастую действительно непробиваемы. Многие вопросы просто невозможно решить. Так, например, мы уже несколько лет поднимаем перед региональными властями вопрос о том, что необходимо провести в Челябинской области инвентаризацию интеллектуальной собственности. Инвентаризация - это учет нематериальных активов. Но наши власти, заказывая разработки на бюджетные деньги, редко беспокоятся, чтобы закрепить права на интеллектуальную собственность за собой. А это потери, в том числе и финансовые.

    Советы власти

    Ведущий: Что вы бы порекомендовали региональным властям для активизации их политики в области поддержки инновационной деятельности? Какие правила игры им нужно разработать?

    А. Минбалеев: - На самом деле правила игры у нас существуют. Это Гражданский кодекс, часть 4-я, закон о коммерческой тайне, частично - закон о конкуренции, некоторые другие законы. Другое дело, что на уровне Челябинской области нужно разработать типовые положения, которыми могли бы пользоваться наши предприятия для более эффективного внедрения в производство и защиты плодов интеллектуальной деятельности. К примеру, разработать типовое положение о рационализаторской деятельности, о секретах производства.

    В областной программе развития инновационной деятельности до 2010 года не хватает проработанности вопросов, связанных с защитой интеллектуальной собственности, в рамках региона. Кроме того, предприниматели не задумываются, как можно заработать деньги на принятой части 4 Гражданского кодекса, не задумываются, какие существуют возможности охраны своих производственных секретов. Потому предпринимателям необходимо разъяснять нюансы закона. Нужно объединить усилия экспертного сообщества и работать в связке с правительством и Законодательным собранием Челябинской области. Через них мы сможем доводить до предприятий информацию о новом законодательстве, новых требованиях...

    Каким образом это сделать? Возможно, создать какой-то координационный совет на уровне правительства Челябинской области или общественную организацию. Самим сделать это достаточно сложно. Здесь, конечно, инициатива должна исходить от власти.

    Г. Зеленова: - В связи с вступлением в силу 4-й части Гражданского кодекса нужно внести изменения в закон Челябинской области по управлению государственным имуществом. Закрепить за Челябинской областью права на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии со статьей кодекса 13.73. Ознакомить муниципальных заказчиков с изменениями в законе. Ввести государственный учет результатов научных исследований конструкторских и технологических работ, выполненных на бюджетные средства любого уровня. Необходим также государственный заказ на подготовку патентоведов. Активизировать работу ВОИР.

    Г. Воронин: - Да, казалось бы, авторское право у нас полностью законодательно защищено. Но ведь есть и другая проблема. Существует опасность утечки информации. К примеру, в процессе переписки с германской фирмой мне пришло от них письмо с просьбой перейти за другой компьютер, так как мой, по их убеждению, находится под контролем другой системы. После этого у меня на компьютере ничего не хранится, всё в бумагах.

    На Западе существуют центры экономической оценки. Они умеют отслеживать нужную им информацию через сеть Интернет. Мы должны не только придумать (технологии уже есть), но внедрять технические способы защиты от подобных разведчиков из-за рубежа. И здесь опять же должна быть инициатива со стороны власти. А пока воровать у нас просто. Тем более, как только мы что-то патентуем в России, мы лишаемся возможностей за рубежом.

    Деньги на интеллекте

    Ведущий: Что значит лишаетесь возможностей за рубежом? Разве патент, полученный в России, не дает право защиты изобретения за пределами государства?

    Е. Крешнянская: - Патент действует на территории того государства, где он выдан. Чтобы ваше изобретение было защищено в другой стране, нужно получить патент там. Однако отдельному изобретателю это в большинстве случаев не по карману. Для сравнения: запатентовать изобретение в России стоит 20-25 тыс. рублей, в США - не меньше 10 тысяч долларов, в Канаде - 4 тысячи долларов.

    Ведущий: Изобрел, запатентовали, внедрили в производство... Как у нас рассчитываются с изобретателем?

    Е. Крешнянская: - Если человек сам придумал, получил патент и пришел на предприятие, он заключает лицензионный договор - в этом случае владелец остается тот же, а предприятие использует его изобретение и платит ему за это.

    Возможен другой вариант: автор изобретения полностью отдает предприятию свой патент, получив при этом разовую сумму. Бывает, что предприятие разрабатывает изобретение для себя и патентует его. Автор изобретения - сотрудник предприятия - также имеет право на вознаграждение. Каков размер и срок этого вознаграждения, определяется в зависимости от того, сколько времени используют его изобретение, а также договором между предприятием и его сотрудником. Если исходить из законов, которые существовали еще в СССР, то автору нужно выплачивать не менее 15% от доли прибыли, приходящейся на изобретение. Если же прибыль просчитать невозможно, то 2% от себестоимости узла, который изменен, в общей себестоимости установки.

    Ведущий: Сколько поколений родственников могут получать прибыль с изобретения?

    Г. Зеленова: - Срок действия патента на изобретения, за которые можно получать вознаграждение, - 20 лет, для полезной модели - 13 лет. По авторскому праву у нас сроки до дня смерти и 70 лет после смерти автора.

    От редакции. Все предложения, высказанные участниками нашего круглого стола, мы передали в Законодательное собрание Челябинской области.

    Смотрите также:

  • Оцените материал

    Также вам может быть интересно