Горнолыжный спорт считается одним из самых травмоопасных. И поездка за адреналином нередко заканчивается больничной койкой.
Несколько лет назад Катя, инструктор горнолыжного центра "Солнечной долины", чудом осталась в живых: ее, стоявшую на хорошо просматриваемом участке склона, на огромной скорости сбил какой-то лихач на доске. Сбил и скрылся... Подобные истории случаются на горнолыжках почти каждый день. Кто-то после такого столкновения отделывается испугом, кто-то парой царапин, кто-то становится инвалидом на всю жизнь.
Кто "ломается"?
За прошлый год только в "Солнечной долине" любители покататься получили около 1,5 тысячи травм - от растяжений до тяжелых открытых переломов.
- Главная причина травм - самоуверенность. Многие не соизмеряют свои возможности со скоростью и не успевают остановиться, - комментирует Станислав Ураков, руководитель службы инструкторов и службы спасении ГЛЦ "Солнечная долина". - Те, кто занимается с инструкторами, травмируются реже. Кто учится кататься самостоятельно, чаще всего и "ломается". Главное - соблюдать правила. Не сидеть и не останавливаться вне зоны видимости. Подъем совершать по краю трассы. Не съезжать по линии подъема. Обгонять можно с разных сторон, но необходимо соблюдать безопасную дистанцию. Неписаное правило - пользоваться защитой.
Увы, законодательно эти правила пока не закреплены. За границей же, к примеру, если говорить о безопасности людей на горнолыжных трассах, дети до 12 лет вообще не имеют права без шлема подниматься на склон. И сотрудники ски-полиции могут вывести с трасы малыша без шлема, будь он хоть простым австрийским сорванцом, живущим в соседней деревеньке, хоть сыном Абрамовича. Есть за кордоном и другие ограничения. У нас же на это внимания пока не обращается.
Пронесет - не пронесет
Поиск виноватых в травмах на горнолыжных склонах сложен. Вот если горнолыжник или сноубордист занимается с инструктором, то во время занятия последний отвечает головой за своего ученика. Если же человек учится кататься самостоятельно, то и ответственность он несет сам. Другое дело, когда происходит столкновение. В этом случае виноват всегда тот, кто ехал сверху: мог предвидеть, мог затормозить...
- Но таких лихачей тяжело привлечь к ответственности, - констатирует Станислав Ураков. - В прошлом году у меня один такой сбил дочку. Пришлось судиться. Дело мы выиграли. Но это было непросто.
Чтобы как-то изменить ситуацию в сфере безопасности, на горнолыжном курорте пытались внедрить принудительное страхование: при покупке билета на катание каждому гостю нужно было доплачивать 20 рублей за страховку. Но народ воспротивился.
- Даже в книгу жалоб писали! Такой вот у нас менталитет: меня обязательно пронесет! - вздыхает главный спасатель.
Кстати, за границей существует следующая практика: платишь 2 евро за страховку, и если, не дай бог, травмируешься, тебя транспортируют со склона и окажут всю помощь. А вот если страховки нет, то первую помощь окажут, но даже со склона не спустят. Спуск со склона будет стоить 25 евро.
Скорая помощь на лыжах
Медицинскую помощь и на наших горнолыжках получают все, независимо от страховки. Медсестра Светлана Суханова работает на горнолыжном курорте почти шесть лет. Травмы горнолыжников и сноубордистов она определяет буквально с порога.
- Вообще, у всех сноубордистов одна травма - растяжение или разрыв связок лучезапястного сустава, - говорит медицинский работник. - У горнолыжников - различные растяжения, ушибы, очень часто встречаются растяжение или разрыв связок коленной чашечки, бывают и переломы, открытые и закрытые. А сотрясения мозга и микросотрясения - обычное явление и у тех, и у других.
В будни медсестра сидит обычно без работы, но на выходных кабинет никогда не пустует.
- Если среди недели у нас 3-4 травмы в день, то в выходной 15-20 человек обращаются за помощью. Но количество травм уменьшается из года в год. - Светлана Петровна плюет через левое плечо. - Сейчас мы работаем более оперативно: сначала спасатели оказывают первую медицинскую помощь, потом уже мы. Раньше самим приходилось транспортировать с горы пострадавших. Наденешь лыжи, и наверх. Сейчас проще.
Сама Светлана Петровна на горных лыжах катается уже 25 лет. И травм повидала немало. Она с содроганием вспоминает случай с инструктором Катей, о котором мы упоминали в самом начале нашей статьи. У девушки был перелом позвоночника, перенесены две сложнейшие операции. Слава богу, всё обошлось. Она быстро поправилась и вернулась на свою небезопасную работу. Хотя спина нет-нет да и напомнит ноющей болью о том страшном столкновении. Екатерину "пронесло". Не каждый после перелома позвоночника может снова встать на лыжи или сноуборд. Не каждый может просто встать...
«Старость меня дома не застанет». Челябинка работает, чтобы путешествовать
Отработав на ЧТЗ 40 лет, женщина стала притягивать к себе предметы