Примерное время чтения: 7 минут
91

Кто должен идти в Мекку?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 24/10/2007

Ислам появился на Урале даже раньше православия. Сейчас примерно 13% населения Челябинской области составляют мусульмане. Поэтому муфтий здесь всегда будет больше, чем религиозный лидер, учитывая роль ислама не только в регионе, но и в стране.

Не так давно произошла ужасная трагедия: в автомобильной катастрофе погибли первые руководители мусульман Челябинской и Курганской областей. Теперь мусульман Южного Урала возглавляет Ринат хаджи-хазрат РАЕВ. Также он является главным муфтием Уральского федерального округа - прежде такой должности не существовало.

Кавказцы просят говорить по-русски

- Пусть редко, но всё же появляются иногда сообщения о строительстве новых мечетей. На Южном Урале, по вашему мнению, хватает храмов для мусульман?

- Как вам сказать... Количество приходов, конечно, увеличивается, но вот с мечетями ситуация сложнее. Один красноречивый факт: во всей горнозаводской зоне от Чебаркуля до Аши лишь одна действующая мечеть. Если говорить в целом об Уральском федеральном округе, то положение везде разное. В Сургуте строится новая мечеть, в Уренгое. Но, к примеру, в таком крупном городе, как Тюмень, у нашего духовного управления только молитвенный дом.

- А на чьи средства строятся храмы?

- Только за счет пожертвований. Государство финансирует лишь реконструкцию тех мечетей, что признаны историко-архитектурными памятниками. Такие есть в Челябинске, Кулуево, в Караболке, в Миассе - в последнем случае, правда, всё надо начинать с нуля, один минарет остался.

Конечно, область нам помогает, но не всегда обходится без накладок. В Троицке на настоящее время не действует в полном объеме ни одна из двух мечетей. Обе находятся в процессе реконструкции. В свое время из областного бюджета были выделены деньги. Ошибкой было то, что работы начали сразу в двух храмах. В итоге подрядная организация уже перестала существовать, и в двух мечетях до сих пор идут вялотекущие работы. Даже празднование Ураза-байрам провели в мечети, состояние, которой, мягко говоря, неудовлетворительно! Обидно, что по-настоящему не действует даже мечеть по улице Октябрьской, которая работала весь советский период. Потому еще обидно лично для меня, что это одна из первых мечетей, которую я сам посещал в юности, получал там основы религиозного образования.

Забот хватает - в Металлургическом районе под Першино новая мечеть строится более десяти лет. Прихожане этого района пока собираются для моления в здании по улице Байкальской.

- Я заметил, что на моления в соборную мечеть Челябинска приходят не только татары и башкиры, но и представители кавказских, центральноазиатских народов. Трения не возникают?

- Нет, что вы! О трениях говорить не приходится. Скорее, о некоторых новшествах. Мечеть посещают таджики, казахи, узбеки, киргизы, азербайджанцы. Поэтому для нетюркоязычных прихожан по праздникам проповеди произносятся на русском языке. Все довольны. Просят, чтобы и на пятничных богослужениях читали проповеди по-русски.

- Однажды у меня гостил друг-турок. Поздно вечером он хотел посетить мечеть и очень удивился, что она была закрыта...

- Да, мы закрываем после ночного намаза мечеть, хотя по древним правилам полагается держать двери открытыми круглосуточно. Но ничего не поделаешь - требования безопасности. Пошли на это после всем известных терактов. В Саудовской Аравии, кстати, тоже стали мечети на ночь закрывать. Впрочем, мы здесь не сильно отступаем от заветов пророка, который сказал, что для мусульманина весь земной шар является божьим храмом, кроме кладбища и бани.

- Не секрет, что у разных мусульманских народов разные подходы к трактовке отдельных доктрин ислама. Речь идет не только о распространении ваххабистских идей. Хватает и других опасных течений. Как избежать опасности экстремизма?

- Необходимо готовить кадры для духовенства у нас, в России, а не посылать людей, особенно молодежь, в зарубежные образовательные центры. Об этом говорил и президент Путин, когда встречался с нами, представителями Центрального духовного управления мусульман России, в Уфе. Были случаи, когда юнцы возвращались с совершенно другими взглядами, чуждыми нам и опасными. Как тут действовать? Мы работаем с молодежью по всей области, обучаем. Выпускаем газету, где пытаемся разъяснить прихожанам суть веры, предостеречь, объяснить, вразумить. Проблема ведь в том, что в селах духовенство наше в основном самоучки, без специального образования. Раз в месяц мы проводим семинары для имамов. В Копейске решено открыть среднее специальное образовательное учреждение, будет нашей кузницей кадров.

- А много ли южноуральцев отправляется в хадж в Мекку?

- Хадж в Мекку обязателен для тех мусульман, кто имеет на это средства. Если человек беден, то с него снимается эта обязанность. А вот если достаточно богат, но не совершает хадж, то это уже считается грехом. Паломничество, конечно, требует немалой суммы - речь идет о нескольких тысячах долларов. При каждом духовном управлении есть специальные турагентства, которые занимаются оформлением документов. Прививки тоже требуются. В прошлом году от Челябинской области было 52 паломника. В этом году 20 человек уже подали заявки.

- Не слишком ли это тяжелое испытание для паломников?

- Удобно то, что с этого года планируется открыть прямой рейс из Екатеринбурга до Джидды, ближайшего к Мекке города, где есть аэропорт. Раньше летели из Уфы до Иордании, потом на автобусах ехали через пустыню 1400 километров. Конечно, это нелегкое испытание, особенно для людей пожилых. Сказывается и людская скученность, и непривычный климат. Обратный путь бывает тяжелее, так как медики доказали, что перелет из жары в холод опаснее, чем из холода в жару. Бывали случаи пневмонии, паломники сильно простужались.

Но есть возможность совершить и не столь далекое паломничество - каждый год мы ездим на торжества, посвященные добровольному принятию ислама нашими предками. Торжества эти проходят на берегах Волги, недалеко от развалин города Болгар. В прошлом году на пяти автобусах ездили, причем один автобус бесплатно нам выделил губернатор Челябинской области.

От биологии к теологии

- Вы окончили Троицкую ветеринарную академию. То есть имели дело с биологией, которая, прямо скажем, противоречит теологии...

- Почему вы так решили? Я не считаю, что наука в принципе противоречит вере. Наука веру только подтверждает и укрепляет. Многие ученые были верующими, даже анатомы, хотя уж они-то должны быть скептиками из скептиков. Я, как вы знаете, являюсь попутно ректором Исламского университета в Уфе и должен сказать, что среди наших абитуриентов немало врачей, биологов, других людей с высшим образованием, настоящих ученых.

- А вас что сподвигло обратиться к вере?

- Удивительные наблюдения и совпадения. Помнится, наблюдал я в микроскоп различные организмы и думал: их не видно невооруженным глазом, но они есть! Не позволительно ли думать, что существуют явления и другого, высшего порядка, недоступные обычному взгляду? Или вот вам другой пример - эмбриология. Как наука она появилась сравнительно недавно, но все стадии развития человеческого организма описаны в Коране! Особенно мне запомнилось одно поразительное совпадение: атомный вес железа указан в номере суры Корана. Угадайте, под каким названием?

- Неужели "Железо"?

- Именно! Когда я недавно был в Магнитогорске и рассказал об этом тамошним металлургам, они очень удивлялись, не могли поверить. Хотя больше внимания надо обращать не на такие совпадения, а на содержащиеся в Писании наставления. Как в той же суре "Железо" написано: "Мы ниспослали вам железо, где заключена сила внеземного происхождения", указывается, что заключено там и добро, и зло. Разве это не верно? Не из железа ли сделаны не только многие полезные вещи, но и оружие? Вот из таких открытий, больших и малых, и складывается вера.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно