По какому-то роковому стечению обстоятельств именно осенью произошли самые масштабные несчастья и катастрофы последних лет. Трагедия во Всемирном торговом центре, захват школьников в Беслане... Даже взрыв на печально известном "Маяке" - пусть и давнишняя, но тоже сентябрьская история.
Чего нам стоит опасаться этой осенью? На вопросы "АиФ-Челябинск" отвечает начальник Главного управления МЧС России по Челябинской области генерал-майор Олег Климов.
Город под наблюдением
- По нашей статистике, сентябрь стоит на 6-м месте в списке самых "аварийных" месяцев в году. Первые позиции занимают зимние месяцы.
Если летом мы страдаем от природных катаклизмов, лесных пожаров, то осенью и зимой, когда активнее эксплуатируются системы ЖКХ, на первое место выходят ЧС техногенного характера. Однако больших опасений эта осень у нас не вызывает. В последние годы проделана действительно большая работа по замене аварийных и ветхих трубопроводов. Наши промышленные предприятия тоже стали относиться к безопасности более бдительно. Хотя перед этим, к сожалению, нам пришлось пережить несколько аварий - вспомните хотя бы катастрофы на ММК.
- Вот как раз вспоминая эти и другие катастрофы, начинаешь задумываться, готовы ли мы к строительству метро и уж тем более чем нам грозит появление АЭС... Хватит ли нам ответственности и профессионализма, чтобы не получить второй "Маяк" или что-то еще страшнее?
- У меня нет опасений по этому поводу. Профессионализма и опыта нам, безусловно, хватит. Разумеется, появление объектов повышенной опасности, о которых вы говорите, внесет коррективы в нашу работу. Что касается метро, то имеются уже наработанные десятилетиями технологии, которые будут использованы и у нас. Кроме того, мы будем принимать все необходимые меры для предотвращения трагедий, подобных тем, что произошли в Москве и Минске. Я имею в виду события 1999 года, когда в минском метро поднялась внезапная паника, и в толпе погибло более 50 человек. Так вот, челябинская подземка будет оборудована не только системой видеонаблюдения, но и системой мгновенного оповещения "Оксион". По всей протяженности метро будут установлены специальные электронные табло, мгновенно доводящие до пассажиров экстренную информацию. Будет предусмотрено и звуковое сопровождение. Своевременное оповещение - один из факторов, которые могут сыграть важнейшую роль в первые минуты трагедии.
Кстати, электронные табло будут установлены по всему городу - часть из них уже работает на главных улицах Челябинска. Мы планируем охватить все крупные магазины, спортивные и развлекательные комплексы. Места скопления людей тоже относятся к объектам повышенной опасности.
Мы бы спасли торговый центр?
- Вы анализировали трагедию в нью-йоркском Всемирном торговом центре? А как бы справились наши спецслужбы, если бы, не дай бог, что-то подобное случилось в Челябинске?
- Наверное, на уровне подсознания сравнивал алгоритм действий. И надо вам сказать, что он незначительно отличается. Кстати, возможно, такого количества жертв удалось бы избежать, если бы в торговом центре была организована на должном уровне система оповещения.
Вообще же в первые часы после трагедии всё зависело исключительно от героизма и самоотверженности спасателей, выводивших людей из завалов. Воспользоваться какой-то особой спецтехникой не было ни времени, ни возможности. Я уверен, и жизнь дает тому подтверждения, наши ребята вели бы себя не менее героически. Достаточно вспомнить страшную трагедию под Ашой.
Добавляется и еще один фактор: американские пожарные - люди гражданские. Ни в коем случае не хочу умалять их отваги, мы знаем, сколько спасателей героически погибло под плитами торгового центра. Однако факт остается фактом: если бы кто-то из них не захотел рисковать жизнью, он мог бы отбросить каску и остаться "на берегу". Его бы уволили, конечно. Но и только. Наши пожарные носят погоны. И в нашем случае подобный поступок квалифицировался бы как нарушение присяги, преступление. Наверное, в сравнении с велением сердца это не очень романтический аргумент, но тем не менее он имеет место быть.
- В Челябинске в последнее время строится масса высоченных офисных зданий. А имеем ли мы техническую возможность погасить пожар, например, на 30-м этаже?
- Пока, к сожалению, только на 22-м. Но сейчас как раз на стадии подготовки 90-метровый телескопический подъемник, который дотянется и до 30-го этажа. Хотя подобные подъемники - это крайняя мера, когда речь идет о спасении жизни людей. Разумеется, это более совершенный инструмент в сравнении, скажем, с "кубами жизни", которые пожарные пытались использовать десятилетия назад. Эти гигантские надувные матрасы теряют весь смысл, когда на него необходимо прыгнуть с высоты более 15 метров - это примерно 4-й этаж. Были случаи, когда во время испытания этих кубов ломали позвоночник даже подготовленные люди. Так вот, возвращаясь к теме эвакуации. Главное условие возведения высоток - надежная система запасных выходов и лифтов. Только это сможет гарантировать безопасность жильцам или сотрудникам в случае пожара. Насколько я знаю, соблюдению этих норм уделяется большое внимание во время согласования проектов.
Стратегическая крупа
- Не так давно в СМИ прошла информация, что якобы Южный Урал находится в зоне сейсмической активности и того и гляди начнутся землетрясения...
- А они у нас случаются довольно регулярно. Наиболее активны в этом смысле районы Сатки, Бакала, Кусы. Правда, землетрясения здесь едва достигают трех-четырех баллов. Максимум, что может приключиться, - чайник с плиты свалится. Реальной опасности разрушений такие встряски не несут, да и цунами до нас не дойдут. Тем не менее факт остается фактом.
- Олег Борисович, 4 октября исполняется 75 лет службе гражданской обороны, из которой выросло МЧС. Поздравляем вас с этим праздником. Наверное, в голове каждого некогда советского человека гражданская оборона крепко ассоциируется с системой бомбоубежищ, запасами провизии и противогазов. А сегодня мы имеем какие-то стратегические наборы?
- А как же? У нас в области с советского времени осталось 12 складов со средствами индивидуальной защиты. Правда, за время перестройки часть из них была утеряна, так что сейчас средствами индивидуальной защиты обеспечено примерно 70% населения области. Плюс некоторые предприятия имеют свои собственные запасы.
Это же касается и провизии. За счет областного бюджета регулярно пополняются и обновляются стратегические запасы и еды (круп, консервов, муки, сухарей), и теплой одежды. Разумеется, сейчас нет доктрины глобальной войны, как это было в советское время, однако существуют угрозы терроризма и природных катастроф. Поэтому наши запасы рассчитаны на то, чтобы обеспечить жизнь людей в течение нескольких дней вынужденной изоляции.
- А как же с ядерной угрозой, оружием массового уничтожения и так далее? На этот случай не принято особых мер?
- Сегодня основное оружие массового уничтожения - это автомобили. В ДТП по вине безалаберных водителей и пешеходов ежегодно погибают сотни, тысячи детей и взрослых. Напрашивается вывод: наша безопасность зависит в первую очередь от нашей дисциплины, сознательности, внутренней культуры. Пока мы это не поймем, нас не уберегут от беды ни подъемные краны, ни подводные лодки, ни самая совершенная в мире электроника.
Наша справка
Под знаком трагедийЭкономический и политический кризис последних десятилетий ХХ века нашел свое отражение в статистике спецслужб нашей страны. 80-90-е годы на Южном Урале прошли под знаком техногенных трагедий.
- 1989 год - трагедия под Ашой. Роковая встреча пассажирских поездов "Новосибирск-Адлер" и "Адлер-Новосибирск". Предположительно искрение токопроводника одного из локомотивов совпало с утечкой нефтепродуктов из разорвавшейся трубы нефтепровода Западная Сибирь - Урал - Поволжье. Прогремел взрыв. На месте страшной аварии обнаружено 259 погибших, 806 пассажиров получили тяжелейшие ожоги. Более 200 человек не удалось отыскать вовсе.
- 1993 год: 7 октября - возгорание на копейской шахте "Центральная". Погибли 3 шахтера и 22 горных спасателя. 19 ноября - взрыв метана на шахте "Центральная". 12 человек пострадали, 2 шахтера от полученных ожогов скончались.
- 1994 год - прорыв воды на шахте "Центральная", 2 человека погибли. В этом же году шахта наконец законсервирована.
- 1995 год - с августа по ноябрь с диагнозом "дизентерия" госпитализировано 264 жителя области.
- 1996, 1998 годы: целая серия аварий и взрывов на нефте- и газопроводах, проходящих через Южный Урал. Только чудом удалось избежать повторения ашинской катастрофы. Всё говорит о халатном отношении к таким важным и опасным объектам.
- 1998-1999 годы: "фекальная атака" на Миасс. В результате прорывов канализационного коллектора на "УралАЗе" на Миасс обрушилось более 120 кубометров фекальных вод.