На днях в редакцию "АиФ- Челябинск" пришло письмо, заставившее нас задуматься: что на самом деле стоит за обещаниями правительства сделать нашу жизнь лучше и здоровее? Ведь порой за общими цифрами и словами от нас ускользает суть - жизнь конкретного человека.
"Мне 60 лет, я инвалид II группы -нарушено кровоснабжение ног. Я уже сейчас не имею возможности самостоятельно передвигаться, а врачи предвещают гангрену и ампутацию. Здоровому человеку этого не понять, но мне страшно жить дальше. Ведь мы, инвалиды, находимся не просто за чертой бедности, но и за чертой существования. Я лишен возможности передвигаться, работать, чувствовать себя нормальным человеком, а принимаемые нашим государством законы как будто специально нацелены на то, чтобы приблизить нашу гибель. А как еще объяснить закон, прекративший выдачу инвалидам спецавтотранспорта? Мы оказались окончательно запертыми в четырех стенах, привязанными к своим кроватям. И это в то время, как на каждом углу говорят о национальном здоровье и продлении человеческой жизни. Мне больно и обидно слушать этот обман".
Отобрали надежду
Решение закрыть очередь на выдачу спецавтотранспорта инвалидам было принято правительством в рамках пресловутого 122-го закона, определившего порядок монетизации льгот. До вступления в силу этого закона инвалиды ВОВ, имевшие медицинские показания, обладали правом на приобретение бесплатного автомобиля "Ока", остальные категории инвалидов получали дотацию в размере 60% стоимости машины. Все выплаты производились из федерального бюджета.
Сегодня вместо автомобиля обездвиженным гражданам выдаются денежные компенсации. Самая крупная из них выплачивается инвалидам I группы и вместе с соцпакетом составляет 1700 рублей в месяц. По мнению чиновников, эта сумма должна утешить запертого в четырех стенах человека.
- По нашему губокому убеждению, правительством в данном сучае принято неадекватное решение, - комменирует ведущий специалист министерства социальных отношений Челябинской области Галина Кузнецова. - Положенные по закону выплаты ни в коей мере не компенсируют нуждающимся утраченной льготы. Попробуй-ка с этой суммы накопить на автомобиль! От инвалидов попросту отмахнулись.
Один из аргументов министерства Зурабова состоял в том, что при существовавших объемах производства и финансирования обеспечить спецтранспортом всех нуждающихся удастся минимум через 15 лет. К тому же инвалиды Великой Отечественной войны, к примеру, уже в том преклонном возрасте, что вряд ли сядут за руль. Вот и принято логичное, с точки зрения чиновников, решение заменить четыре колеса денежными выплатами.
Однако инвалиды ВОВ - это лишь малая часть граждан, попавших волею судьбы в плен собственного недуга. Огромный процент людей, ограниченных в движении, - это мужчины и женщины трудоспособного возраста, для которых собственный автомобиль не просто средство передвижения, это зачастую единственный способ существования. А нередко это и вовсе молодые люди, утратившие единственный шанс ощутить себя полноценным человеком.
Коляска вместо машины
По расчетам федеральных законотворцев, средства, сэкономленные на оплате "ненужных" инвалидам автомобилей, следует перераспределить и направить в том числе на закупку "современных моторизированных колясок" - именно так говорится в многочисленных интервью Зурабова. Однако можно ли назвать эту замену равноценной? Во-первых, передвигаться в любой современной коляске инвалиду всё равно придется под открытым небом. Легко представить, каково это холодной осенью или зимой, да еще человеку с ослабленным здоровьем. Во-вторых, стоимость самых современных колясок несопоставимо меньше, чем стоимость автомобиля. И еще один момент. В 2006 году, по данным Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования, моторизированные коляски вовсе не были включены в бюджет. Тогда как в 2004 году, до принятия судьбоносного закона, южноуральским инвалидам было выдано 650 специализированных автомобилей. Куда перераспределились освободившиеся средства, остается загадкой.
- Следует оговориться: те, кто успел встать в "автомобильную" очередь до 1 января 2005 года, право на получение транспорта не утратили, - уточняет Галина Кузнецова. - В 2005 году получить заветные ключи смогли 50 инвалидов ВОВ. В 2006 году 60 машин было предоставлено инвалидам войны, еще 10 получили другие категории инвалидов.
На сегодняшний день, по данным министерства социальных отношений Челябинской области, число южноуральских очередников достигает 1600 человек. Если объем финансирования не изменится, закрыть эту очередь удастся примерно через 26 лет. Хотя, наверное, всё же быстрее. Ведь есть вероятность, что очередь в процессе поредеет...
Кстати
Правительство Московской области нашло возможность помочь своим гражданам из собственных средств. Инвалиды ВОВ там по-прежнему получают бесплатную "Оку", инвалиды других категорий - 60% ее стоимости. В бюджете Челябинской области, как и в большинстве территорий страны, таких средств нет. Нам остается смиренно ждать, какие еще меры по охране национального здоровья будут спущены свыше.