Примерное время чтения: 6 минут
111

Армия против семьи?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36 03/09/2008

Цена военной службы для срочника Алексея Аленина из Троицка - полуголодная семья. Алешка попал меж двух законов, считают юристы.

20-летнего троичанина Алексея Аленина забрали в армию в ноябре прошлого года. Точнее даже не забрали. Он сам пошел: решил не позориться, не бегать, отдать долг родине и жить спокойно. Тем более в военкомате сказали: как родится ребенок, отпустят домой. Жена Наташа тем временем была на 6-м месяце беременности.

Но по новому закону "О воинской обязанности и военной службе", вступившему в силу 1 января этого года, он, уже отец семейства, не имеет права на досрочное увольнение. Зато государство в том же законе пообещало: семья будет обеспечена - женам с маленькими детьми ежемесячно будет выплачиваться пособие, 6 тысяч рублей. Увы, Алексей, а вместе с ним Наталья и 5-месячный Тимоша попали в зависимость от неграмотно составленных законов.

Служи, вояка, не тужи!

В просторном доме на окраине Троицка Наталья живет с грудным Тимофеем. Когда в ноябре прошлого года она скрепя сердце провожала мужа служить в Екатеринбург, никто и не думал, что Леша застрянет в армии - жена-то беременная, через несколько месяцев рожать. И в военкомате сказали то же самое: "Иди служи, жена родит - отпустим". И должны были отпустить, но закон изменился...

- В марте родился Тимофей. Мы все ждали, что Алексей вернется, - рассказывает Наталья, качая на руках голубоглазого малыша. - Но по новому закону рождение ребенка уже не является основанием для досрочного увольнения. Зато женам с маленькими детьми должны платить пособие. В принципе на 6 тысяч можно прожить. Даже на поездку к Леше можно было бы выкроить...

Когда молодая женщина пришла в управление соцзащиты, ей на сухом языке бумаг сказали, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2007 N223-Фз "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"" пособие могут получать только жены военнослужащих, призванных с 1 января 2008 года. А ей по старинке стали начислять обычное пособие. Ровно 300 рублей. Плюс 1800 - пособие на ребенка. Итого 2100 на двоих. И это при том, что прожиточный минимум в Челябинской области составляет около 4 тысяч рублей на человека. В органах соцзащиты и Троицком военкомате Наталья стала частым гостем. Только здесь разводят руками: от них ничего не зависит. Вопрос должны решить там, в Екатеринбурге, в военной части N54094, где служит ее муж.

- Меня-то кто поймет? - в слезах спрашивает Наташа. - Что мне-то делать? Жить с ребенком на копейки и ни в чем себе не отказывать?

Армейский произвол?

Сейчас Алениным действительно приходится выживать. Дом в частном секторе, который молодые купили в августе, спустя несколько месяцев после свадьбы, холодный. За водой Наталья ходит на колонку. Зимой приходилось самой дорогу от снега расчищать. Помочь ей особо некому: родители - обычные пенсионеры, родня простая, без блата... Вот и приходится обивать пороги чиновников, писать, звонить. Кто-то в военкомате шутя сказал: "Пиши президенту!" И Наташа месяц назад написала Дмитрию Медведеву. Ответ не заставил себя ждать. От президента получили уведомление, что дело передано в военкомат Челябинской области. И в течение месяца вопрос должен решиться: либо военнослужащего-срочника Алексея Аленина досрочно уволят, либо будут платить положенное пособие. Правда, Наташа и все родственники уже не верят, что всё так быстро решится. Они ходят по всем инстанциям с февраля...

- Что самое интересное, ходатайства о досрочном увольнении написали и Челябинский областной военкомат, и наш, троицкий, - рассказывают родственники Натальи и Алексея. - А в Екатеринбурге говорят: "Ничего не знаем, вам должны платить пособие, а солдат должен отслужить весь срок". Так что это? Бездарно составленные законы или армейский произвол?

Наташа с ужасом ждет наступления осени. Дрова уже купила в долг. Нужно покупать еще и уголь. Тонна стоит 2 тысячи с копейками. Примерно столько же, сколько она получает в месяц от государства...

Пока суд да дело

Если камень не сдвинется с мертвой точки, то служить срочнику Алексею Аленину придется еще 9 месяцев, то есть до мая следующего года. Но Аленины настроены бороться с нелепо составленными законами и армейской "тугостью". Тем более что недавно им рассказали, что подобная история случилась с одним челябинцем, который служил в Краснодарском крае. Его, как ни странно, уволили, узнав о рождении ребенка.

- Мы уже подали в суд на управление социальной защиты, - говорит Наталья. - Правда, и так понятно, что мы его проиграем. Потом решили, что пойдем в гарнизонный суд... Я не знаю, что мне еще сделать. Может, мне передать сына командиру части, который не отпускает мужа? А самой пойти работать, чтобы прокормить малыша? Знаете, мне хочется спросить у государства: полунищенское существование матери и ее ребенка - это цена, которую платит военнослужащий по призыву, отдавая долг родине?! Не слишком ли она велика?

Возмущение Наташи понятно: сейчас, когда все только и говорят про год семьи, когда многодетным семьям оказывается поддержка, она, чей муж добровольно пошел в армию, оказалась в стороне, без помощи и поддержки государства. Ей приходится выкраивать крохи со смешного пособия, чтобы купить маленькому Тиме витамины или игрушки, да и самой довольствоваться малым. Как аукнется эта экономия на здоровье ее сына - неизвестно. Дай Бог, чтобы он вырос богатырем. Вопреки нелепым законам и бюрократическим проволочкам.

Комментарий

Альфия Усманова, ведущий юрисконсульт Челябинского областного военного комиссариата: - С подобными ситуациями мы уже сталкивались. Действительно, некоторые военнослужащие попали в "вилку" старого закона "О воинской обязанности и военной службе" и поправок в этот закон, вступивших в силу 1 января 2008 года. По новому закону Алексей не имеет права на досрочное увольнение, так как рождение ребенка теперь не является основанием для него. Компенсировать отсутствие кормильца должно было пособие. Но недоработки в законе оставили семью военнослужащего без материальной поддержки. Увы, в нашем законодательстве случаются такие пробелы. Закон есть закон, он вступил в силу 1 января, и поэтому ни военкомат, ни управление социального обеспечения сейчас не могут найти компромисс. Единственное, что можно посоветовать семье Алексея Аленина, - обратиться в суд.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно