С момента появления в Челябинске первого христианского храма - Никольской первоначальной церкви - прошло 270 лет. К этой дате издательская группа "Персона" выпустила в свет два новых номера альманаха "Губернский календарь", которые посвящены православным храмам Челябинской области.
О том, как задумывался и создавался уникальный проект, рассказал Василий Смелянский, главный редактор и художник РИГ "Персона".
Вначале была высота!
- Василий Юрьевич, ваш новый проект вновь взбудоражил общественность. Художники и полиграфисты пророчат ему победы на европейских конкурсах, благодарность за его осуществление лично выражает губернатор области, ему одинаково рады верующие и атеисты. Как пришла к вам идея посвятить "Губернский календарь" православным храмам Южного Урала?
- Эта идея пришла не мне, а генеральному продюсеру издательства Наталье Козаковой. А я и весь наш коллектив эту идею всецело поддержали. Если же говорить о причинах ее появления... Одним словом, вначале была высота!
Штаб-квартира РИГ "Персона" расположена в центре города, на 15-м этаже офис-центра "Мизар". Окна дают панорамный обзор города с высоты птичьего полета. И взгляд невольно фиксирует купола и башни храмов - Свято-Симеоновского кафедрального собора, храма Святой Троицы, бывшей Александро-Невской церкви (ныне зал камерной и органной музыки). Иногда взгляд так и остается взглядом, иногда же за ним следует Идея.
- Насколько я понимаю, эта идея впоследствии переросла в глобальный проект?
- Мы задались целью отразить впечатляющий, даже по российским меркам, процесс возведения и реставрации храмов и храмовых комплексов на Южном Урале. Ведь за последние 15 лет количество действующих православных церквей возросло с 36 до 146.
- Большой проект всегда подразумевает большие деньги и большие хлопоты...
- Естественно. Но идея нашла поддержку в областной администрации. Масштабные фотосъемки южноуральских храмов одобрил митрополит Челябинский и Златоустовский Иов. Помог известный челябинский меценат Виталий Рыльских. К реализации проекта также подключились главы городов и районов Челябинской области и крупнейшие бизнесмены региона.
- Действующих православных храмов в нашей области больше сотни, а на страницы календаря вам необходимо было отобрать всего тринадцать...
- Да, была проведена кропотливая редакционно-исследовательская работа. Кладезью информации оказался настоятель храма Василия Великого протоиерей Сергий (Севастьянов). Он не только подсказал, где расположены наиболее красивые или интересные в историческом плане храмы, но и посоветовал, к кому обратиться за необходимыми сведениями.
Риск того стоил
- И началась работа?
- Да. И началась работа! Съемки даже 13 храмов заняли 5 месяцев. Съемочная группа исколесила весь Южный Урал с запада на восток и с юга на север, отсматривая будущую натуру. Вы только посмотрите географию: Челябинск, Магнитогорск, Троицк, Сатка, Копейск, села Верхняя Санарка, Коелга, Айлино и Петровское.
Далее создавались условия для съемок с учетом светового и погодного режимов для каждого храма в отдельности (часть нужно было снимать утром, часть вечером, какие-то в солнечную погоду, какие-то - в пасмурную).
Фотосессия проводилась с помощью гидравлических подъемников (17 и 22 метра), это подчеркивало ландшафтно-архитектурное единство храмовых комплексов. Вел фотосъемку один из ведущих уральских фотомастеров Александр Соколов. Ассистировали ему я и Сергей Екименко.
- Не случалось ли во время съемок чего-нибудь неординарного?
- Всякое случалось. Например, у недостроенного храма в селе Петровском Увельского района навстречу мне бросились радостные старушки с криками: "Батюшка приехал!" - видимо, длинные волосы и борода сыграли свою роль. А когда снимали храм в Верхней Санарке, подъемник по каким-то причинам не приехал. Мы с Александром Соколовым соорудили что-то вроде вышки из строительных лесов и скамеек, взобрались на это неустойчивое сооружение и в течение трех часов, под дождем, на пронизывающем ветру, вели съемку, рискуя упасть и разбиться. Но все обошлось, и надо сказать, риск того стоил: страница с изображением храма в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" словно картина из жизни времен Древней Руси.
Полиграфическое чудо
- Немалая работа была проделана и на художественном, полиграфическом уровнях?
- Свое полиграфическое воплощение календарь обрел в мастерской нашего давнего партнера Анатолия Авлахова "Адэкс-Принт" (Екатеринбург). Когда после изнурительной двухмесячной работы все было отпечатано, в типографию устремились специалисты-печатники всего Екатеринбурга посмотреть на это художественное и технологическое чудо.
За процессом создания альманахов пристально следили крупнейшие поставщики и производители типографских красок и элитных бумаг России и Европы. Их интерес объясним: достаточно упомянуть, что в этих изданиях были применены новейшие полиграфические технологии, две из них впервые в России, одна - впервые в мире.