По итогам 2005 года в Челябинской области, прежде долгое время крайне неблагополучной в этом отношении, показатель младенческой смертности впервые оказался ниже общероссийского уровня.
Но это может радовать только на первый взгляд. Статистика регистрирует, что почти 11 детей из 1000 не доживают до 1 года. Показатель, приемлемый для какой-нибудь африканской страны, но никак не для цивилизованного общества, представителями которого мы себя привыкли считать.
Кто виноват?
В нашей редакционной почте, в публикациях местной прессы можно найти немало примеров того, что с охраной материнства и детства в области, мягко говоря, еще далеко не все в порядке. Вот что довелось недавно прочитать в одной из троицких газет. Разъяренный папаша буквально вломился в местный роддом и устроил форменное избиение дежурного врача. Причиной послужил некорректный, как показалось отцу-костолому, вопрос, который доктор задал его супруге в процессе лечения. Причем задал не из праздного любопытства. Надо было срочно спасать новорожденного, состояние здоровья которого внушало нешуточные опасения. В итоге доктор получил серьезные травмы. Увы, но это не помогло новорожденному. Он в итоге пополнил печальную статистику.
Можно привести немало примеров того, как поистине пещерный, доисторический уровень взаимоотношений врачей и пациенток проводил к конфликтам и, что еще более страшно, к смерти детей. И виной тому не только состояние материальной базы или, допустим, низкая квалификация специалистов. Главная причина, как это явствует из материалов многочисленных проверок, в общем уровне культуры нашего населения.
В медицинской статистике есть такая цифра - число умерших женщин от осложнений беременности, до и после родового периода на 100 тысяч новорожденных. Так вот, ныне этот показатель в области равняется 25,2. Иными словами, каждые 4 тысячи детей, появившихся на свет в Челябинской области, требуют одну материнскую жизнь. Если на Южном Урале в прошлом году было принято 35 546 родов, нетрудно подсчитать, что несколько женщин ради счастья материнства пожертвовали своими жизнями. В подавляющем большинстве случаев, по единодушному мнению специалистов, таких крайностей можно было бы избежать, обратись беременные вовремя к специалистам. Ведь беременность и роды по сути своей - это нормальный физиологический процесс, а не патология, и смерть в таких случаях должна быть казуистическим явлением, как это и есть в большинстве развитых стран.
Недавно в одной из районных больниц области умерла женщина, которую привезли на операционный стол в критическом состоянии. Усилия врачей по спасению ребенка и самой женщины не увенчались успехом. Причина не столь уж и редкая. Месяца за два до окончания срока беременности, которая, как говорят, протекала относительно нормально, эта дама вдруг вознамерилась избавиться от плода. Ни в одном нормальном медицинском учреждении ни один врач в здравом уме делать аборт в таком случае не станет. В чреве матери на этом сроке зреет уже вполне жизнеспособный ребенок, и прерывание беременности становится по сути убийством, зачастую двойным. Так и случилось. Женщина собственными руками загубила и свою жизнь, и жизнь ребенка.
Что делать?
Кстати, на 100 детей, родившихся в Челябинской области, приходится 138 искусственных прерываний беременности. Это только официальная статистика. Реальное же количество абортов, вероятно, на 20-25% больше. К счастью, количество абортов в области год от года медленно, но снижается. Как показал недавний опрос, проведенный ВЦИОМ в 17 городах России, более 20% женщин и сегодня продолжают считать аборт единственным методом планирования рождаемости. И нет никаких оснований полагать, что на Южном Урале в этом смысле ситуация более благополучная.
Программа сбережения народонаселения как таковая в Челябинской области не имеет официального статуса. Программ, планов в этом направлении у нас за последние годы разработано превеликое множество, начиная с национального проекта "Здоровье". И все же очевидно, что область медленно, но верно вымирает. На каждые 10 родившихся в прошлом году южноуральцев приходилось 16 умерших. В нынешнем году ситуация будет как минимум не лучше. Самое страшное, на Южном Урале уменьшается численность представителей молодого поколения, завтрашнего дня Челябинской области. Сегодня дети и подростки от грудного возраста и до 17 лет составляют только 26,4% от общего населения области. Детей до 1 года в том числе - чуть более 1%. И в этом смысле каждый выношенный, рожденный и сохраненный ребенок в буквальном смысле на вес золота.
Хорошо, с врачами за их нерадивость разберутся их руководители, а в случае необходимости - суд и прокуратура. А кто же разберется с нами, научит нас пониманию того, что продолжение рода - главное дело, основной смысл человеческого бытия? Никто не может ответить на этот вопрос.
Кстати
Законодательное собрание Челябинской области в конце 2005 года приняло целый пакет документов, направленных на поддержку материнства и детства. В их числе программа "Дети Южного Урала" на 2006-2010 годы. Только на один из разделов этой программы "Здоровый ребенок" из областного бюджета в нынешнем году выделяется более 129 миллионов рублей.