"Готовь сани летом!" - гласит народная мудрость. Но к мудрости мы прислушиваемся крайне редко. И продавцы "саней" стараются этим воспользоваться.
Достаточно вспомнить прошлую зиму, когда в период резкого похолодания продавцы обогревателей буквально в течение дня несколько раз переписывали ценники.
Куры и белый бюстгальтер
Хотя это скорее исключение. В большинстве случае сезонные колебания на ценах так явно не отражаются. Иллюзия подорожания и удешевления создается в большинстве случаев за счет сезонных распродаж и поступления новых коллекций.
Однако сами по себе сезонные приступы покупательской любви бывают довольно интересны и на первый взгляд неожиданны.
Так, например, владельцы киосков с курами гриль обратили внимание: летом в Челябинске зажарка уходит гораздо хуже, чем зимой или осенью. Исключение составляют магазины, расположенные у пикниковых зон или непосредственно в парках. Очень просто: летом готовых куриц покупают главным образом "на выход". Зимой же продукт легко уходит и днем, и вечером: горячее мясо - отличный офисный обед.
Продавцы магазинов женского белья заметили, что летом дамы чаще покупают гладкое белое белье, бюстгальтеры с силиконовыми бретелями или вообще без бретелей, а в холодное время спросом пользуются темные кружевные гарнитуры. Кстати, белый и черный - вообще любимые цвета неглиже у наших кокеток.
Тут же логично привести еще одно наблюдение: зимой в аптеках возрастает спрос на противогриппозные препараты, летом - на контрацептивы.
Кухонный "навар"
Не удается сломить традиционную сезонность и магазинам одежды. Несмотря на громкие летние распродажи, шубы и дубленки гораздо веселее расходятся в конце осени. Куда более сложные логические цепочки наблюдают продавцы бытовой техники.
Осень и зима - пора приобретения теле- и видеоаппаратуры. Покупательский контингент предпочитает коротать холодные вечера в родных стенах, и желает делать это со вкусом. В буквальном смысле по этой же причине осень и зима - пора "кухонных" приобретений. Энергично сметаются с прилавков пароварки, сковородки и комбайны. Впрочем, гастрономический ажиотаж начинается уже в августе, к моменту сбора урожая.
Начало осени - "высокий" сезон для продавцов офисной техники и различных компьютерных "примочек". Как ни крути, с сентябрем начинается новый трудовой год.
Пик "холодных" продаж приходится на декабрь. Тут уходит техника большая и малая, всякого рода выпендрежные изыски и прибамбасы типа йогуртниц, ручных кофемолок и яйцеварок - преимущественно на подарки. Большую роль играют всевозможные праздничные предложения и ожидаемое январское подорожание. Которое, по словам консультантов, как правило, оказывается мифом.
Летом наступает пора холодильников - из-за жары агрегаты чаще выходят из строя, посуды - люди сбегают на дачи и садовые участки, и маленьких телевизоров. Их тоже предпочитают брать на пленэр.
По мнению продавцов, из-за высокой конкуренции сезонные скачки не могут серьезно повлиять на уровень цен. Другое дело, что, скажем, в разгар лета вам может оказаться сложнее найти нужную модель холодильника. И вы пойдете на компромисс, чтобы не испортились ягоды, с любовью собранные вами к зимнему сезону.