- Когда я была еще совсем маленькая, мечтала быть балериной и постоянно просила маму купить балетные тапочки, - так начинает свой рассказ Марина Глухова, осужденная женской челябинской колонии N5.
Стройная, высокая, дерзкая, умеющая показать себя и сегодня, она хоть и волнуется, но широко улыбается перед камерой. Королева класса, как и многие девчонки, мечтала о звездной карьере на балетной сцене или подиумах высокой моды. Вот только получилось, что вместо пуантов на нее надели наручники, а новомодные наряды пришлось шить самой на фабрике исправительной колонии из того материала, что принесла на свиданки мама, узнав о готовящемся празднике бальных танцев и участии в нем дочери.
К сцене через решетку
Идея проведения подобного шоу в женской колонии появилась после передачи "Танцы со звездами": видя неподдельный интерес осужденных, сотрудники решили сделать девчатам праздник. Тем более что опыт телевиденья доказал: научиться танцу может даже тот, кто никогда этого не делал. Заключенные идею поддержали, и каждый отряд выдвинул на конкурс свою пару.
С кандидатами вопрос решился быстро. В 15 отряде Жанна и Ира сразу предложили свои кандидатуры. Жанна по национальности цыганка, любовь к танцу и песням у нее, что называется, в крови. Ирина - танцовщица по духу, хотя по профессии была и воспитателем, и продавцом. Из бальной практики выбрали самое привычное - вальс. Движения учили каждый вечер на протяжении нескольких месяцев. И хоть к победе не рвались, но очень радовались самому участию. Как призналась Ирина, зона - это место, где можно отдохнуть и проявить свои таланты. Там, на воле, на это часто нет ни сил, ни возможности, ни времени.
Маринка, загоревшись идеей, нашла себе партнера в своем же втором отряде. Ольга Шумакова согласилась сыграть мужскую роль, тем более что танцы любила с детства и также бегала на тренировки после школы - только танцы были больше народные, а не бальные. Разучивать решили ча-ча-ча. Марина почти сразу вспомнила движения, которыми ее учили в школе, Ольга тоже быстро вошла во вкус. После работы на швейной фабрике, вечерами, они моделировали сценические костюмы. Получилось, как и хотели, с мотивами далеких южных стран: черное с красным, как земля и огонь, неволя и свобода.
Это был первый фестиваль бальных танцев такого масштаба в колонии, с присутствием гостей и прессы. Осужденным участие в мероприятии зачтется при составлении характеристики для УДО, поэтому, разучивая танец, девчонки импровизировали с элементами, делая их как можно зажигательнее и смелее, - все для того, чтобы поразить своего неискушенного зрителя. Кроме того, мысль об освобождении грела душу: Ольгу оно ждет через полгода, а Марину - при положительном решении комиссии об условно-досрочном освобождении.
Квикстеп за убийство
Вместо блестящего паркета, крашеный пол и жюри без вечерних нарядов, но самое авторитетное - в форме и при погонах. Зрительницы по команде сотрудников охраны умолкают и все как одна надевают косынки в клеточку - это обязательный элемент одежды за стенами своего отряда.
Три танцевальных турнира. Поддержка родного отряда, цветы, сорванные с зоновской клубмы и брошенные к ногам сегодняшних звезд... Правда, победного места так и не получилось, вновь всего лишь почетное второе и самодельный тортик на чаепитие в отряде - еще одно испытание надежды.
О своей казавшейся столь близкой победе девчонки говорят с досадной улыбкой. Продолжая рассказ о себе, вспоминают о доме, о родителях, которые ждут, о планах на будущее, строить которые мешают сроки и цифры статей УК за распространение наркотиков и кражу. И каждая из них мечтает больше сюда никогда не вернуться.