Александр Миллер: «С тренером надо спорить»

Фото: Александр Фирсов

Челябинская область, 28 ноября - АиФ-Челябинск.

   
   

В мире российского дзюдо имя челябинца Александра Миллера известно не менее, чем имена его воспитанников, добившихся чемпионских титулов. Он знает, как воспитать настоящих лидеров и победителей.

70 учеников на юбилее 

- Спортсмены куда более известны, чем их тренеры. Быть немного в тени воспитанника не обидно ли для тренера? 

- В тени воспитанника обычно находятся начинающие тренеры. Но вообще для меня, хоть я далеко не начинающий, нет никакого комплекса, чтобы быть немного в стороне. Надо отдать должное спортсмену, который сейчас на подъёме. Ведь для спортсмена нет второй жизни, она, эта профессиональная жизнь, для него достаточно короткая. У тренеров иные рамки. Я, скажем, тренирую уже 37 лет, подготовил 12 мастеров спорта международного класса и 4 заслуженных мастера спорта. На юбилее у меня было 70 учеников. 

- Вы общаетесь с самыми первыми своими учениками? 

- Конечно, со всеми общаюсь. И кстати, более дружен даже не с теми, кто взлетел на самый верх, а с теми, кто, возможно, меньшего добился в спорте, но всё же состоялся как личность. Например, директор Челябинского завода тяжёлого машиностроения Олег Парыгин. 

- Почему так получается? Зазнаются более именитые? 

   
   

- Не совсем. Большого результата можно добиться, проявляя разумный эгоизм, поэтому люди, которые достигли успеха, более эгоистичны (в хорошем смысле слова) и в какой-то мере склонны преуменьшать роль тренера. 

И психолог, и финансист 

- Вы начинали как борец? 

- Я родился в совхозе «Солнечный», недалеко от Челябинска. Когда увлёкся борьбой, пешком шёл до аэропорта, там садился на автобус 41-го маршрута и ехал на тренировку в Металлургический район - занимался греко-римской борьбой. Был довольно рядовым борцом, и уже в 15 лет понял, что мой путь - путь тренера.

 - Тренер ведь сродни педагогу. Вас привлекала именно эта составляющая? 

- Тут сложнее. Многие ошибочно описывают меня как тренера-менеджера. Они просто не понимают сути этой работы. Тренер - многогранная личность. Он и психолог, и спортивный врач, и дипломат, и финансист, и организатор. Те, кто считает, что тренер - это просто человек в зале, никогда не достигнут вершин. Такой подход особенно опасен в российских условиях, где если сам не сделаешь, то и никто не сделает. Например, в ГДР тренер только обучал, для остального были прочие люди. 

Я считаю, что хороший тренер - всегда высокообразованный человек. Он должен знать и физиологию, и анатомию, и фармакологию, и биохимию. Именно такими были мои кумиры - Александр Гомельский, Анатолий Тарасов, Владимир Андреев и, конечно, мой учитель Харис Юсупов. 

- Вы сказали, что тренер должен быть психологом. Вероятно, чтобы нащупать сильные стороны каждого ученика, не только физические? 

- Конечно. У каждого тренера своя пирамида восхождения для конкретного человека. Вот, например, Мансур Исаев (победитель Олимпиады-2012). Он импровизатор, подвижный как ртуть, прибегает к нестандартным решениям. Я ему говорил: «Ты должен быть ловок и быстр, как барс, но при этом непримирим, как волк!» Борьба - это же поединок характеров. Тренер не имеет права подходить ко всем с одинаковой меркой. 

- Как вы относитесь к тренерам, которые делают ставку на злость, намеренно выводят воспитанников из равновесия?

 - Я так не работаю. Это опасно, может быть психологический срыв у спортсмена. Хорошо настраивал себя, заводил перед поединком Виталий Макаров. В подобном отношении он был близок к идеалу, особенно это касалось главных стартов (чемпионат мира, Олимпийские игры). Он всегда знал, чего хочет добиться в соревнованиях, и настраивался на максимум. О том говорят «золото», «серебро» и «бронза» с чемпионата мира, «серебро» с Олимпиады в Афинах. 

- А позволяется ли спортсмену спорить с тренером? 

- С тренером не только можно, но и нужно спорить - при условии, что у тебя есть доказательства, аргументы. Настоящий боец не ждёт, как кукушонок, когда ему всё в рот положат. 

Японцев можно просчитать 

- Есть ли у спортсменов из определённых стран свои особенности? Например, насколько опасны японцы? 

- Есть азиатская классическая школа, в которой работают те же японцы, корейцы. Они отличаются тем, что доводят до автоматизма технические действия. В каких-то ситуациях это преимущество, в каких-то - нет. Японцев можно просчитать, тогда как, например, Исаев непредсказуем. 

- Какой главный плюс от прошедшего в Челябинске чемпионата Европы по дзюдо? 

- Челябинск лучше узнали за рубежом. А ещё хотелось бы отметить вице-президента Федерации дзюдо России Дмитрия Черных, который сумел всех убедить, что проведение чемпионата в городе возможно. Благодаря ему в олимпийских видах спорта начали платить достойные гонорары. Это стало примером и для других регионов, и для иных видов спорта. Все привыкли, что большие деньги обычно платят в игровых видах, а это несправедливо: в том же дзюдо для достижения результатов прикладываются неимоверные усилия! И когда говорят про миллион, врученный Исаеву, не надо забывать: в дзюдо не исключено, что это случится только однажды. 

Чемпионат мира по дзюдо 2014 в Челябинске >>>

- Спорт оставляет место для чего-то другого? 

- Я ценю общение с интересными людьми, у кого можно чему-то поучиться. К сожалению, не хватает времени на то, чтобы прочитать сто книг, обязательных для любого культурного человека. Впрочем, 60% из этого списка я прочёл. 

- В семье ваши тренерские навыки пригодились? 

- У нас в семье целых три лидера. Кроме меня, настоящий лидер - моя первая жена Алевтина. Во многом благодаря ей, да и мне, наверное, наша дочь Ольга тоже продемонстрировала настоящие бойцовские качества. В этом году вошла в рейтинг топ-менеджеров России, возглавляя одну из крупных транспортных компаний. 

Досье 

Александр МИЛЛЕР родился в 1950 году в Сосновском районе Челябинской области. В 1975-м окончил ЧГИФК. В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию, профессор. Пять лет заведовал кафедрой борьбы УралГАФК. В качестве выводящего тренера сборной команды РФ по дзюдо принимал участие в Олимпийских играх в Сиднее (2000) и Афинах (2004). Победитель конкурса «Человек года» в номинации «физическая культура» (2000). Награждён многими ведомственными и государственными наградами. Среди его учеников - победители Олимпиад и чемпионатов России.

 

Смотрите также: