На чем поедем? Почему мегаполисы отказываются от маршруток

Челябинские маршрутчики не хотят перевозить льготников. © / Фото Евгения Талыпова / АиФ

Этап бурного роста коммерческих перевозок в России пришёлся на начало 2000–х годов, когда парки МУПов и ГУПов были изношены на 90%, а некоторые маршруты ходили очень редко и всё время полные. Тогда коммерческий транспорт стал спасением от коллапса. Сейчас, благодаря федеральным программам, у городов появился шанс повысить качество обслуживания, но не все этого хотят.

   
   

Быстрые и опасные

Основными доводами противников маршруток является то, что владельцы в погоне за прибылью могут выпускать на линию неисправные машины, водители не всегда проходят медицинский осмотр перед началом работы. Некоторые выходят на маршрут в состоянии опьянения. Погоня за выручкой часто заканчивается ДТП с серьёзными травмами у пассажиров.

В крупных городах стараются обновлять парки и увеличивать число автобусов, троллейбусов и трамваев. Но жители всё равно нередко предпочитают более быстрый, но и более опасный транспорт.

Как в столицах?

Москва. В ходе реформы уже более 300 линий маршрутных такси заменили на 211 маршрутов, которые по–прежнему обслуживают частные перевозчики. Но уже по одинаковым правилам: единая цена проезда, действие всех видов проездных (включая льготные), строгое соблюдение расписания, увеличение вместимости машин. Все перевозчики работают по госконтракту и получают деньги за совершенную работу. Сорвал рейс – заплати штраф.

В Казани автобусы малой вместимости (до 45 пассажиров) работают на окраинах, подвозя людей к метро или к крупным пересадочным узлам. На остальных маршрутах горожан перевозят автобусы средней и большой вместимости (45 и более пассажиров). В центре города приоритет отдан электротранспорту.

В столице Татарстана проезд во всех видах городского транспорта стоит одинаково. Но разницу между установленными и экономически обоснованными ставками, а также затраты на льготные категории граждан компенсируют власти Казани.

   
   

По аналогичной схеме работают и перевозчики Петербурга на социальных маршрутах.

Непонятые реформы

Маршрутными такси в народе называют автобусные маршруты, которые обслуживаются частными перевозчиками на микроавтобусах без действия проездных и льгот. Обычно здесь отсутствует четкое расписание, а водители готовы высадить пассажира на любом участке дороги, нарушая правила дорожного движения.

В Челябинске попытки навязать частным перевозчикам льготников проваливалась уже неоднократно. Последний раз в мае 2016 года.

Предложения сократить число маршрутных такси, заменив их автобусами или троллейбусами, руководители челябинских МУПов направляют в администрацию регулярно. Муниципальные перевозчики просят хотя бы упразднить маршруты–дублеры своих частных конкурентов.

Областные власти заявляли о приходе инвестора из Москвы, который должен был погасить долги муниципального автобусного предприятия и купить 400 новых машин. Руководство города взамен обязалось сократить число маршрутных такси и вытеснить их на окраины. Но реформа не состоялась.

Глава города Челябинска Евгений Тефтелев на недавнем совещании также не поддержал планируемую реформу. По мнению чиновника, такое решение вряд ли будет принято челябинцами, а маршрутки заменить сегодня попросту нечем.

Где автобусы?

12 сентября многие водители маршрутных такси, являющиеся выходцами из ближнего зарубежья, не вышли утром на работу, отмечая Курбан–Байрам. На работу и учёбу опоздали сотни челябинцев.

По данным управления транспорта на линии не было 20% машин, но никаких наказаний перевозчикам не грозит.

Ситуация, которая повторяется не первый год, заставила жителей областного центра требовать от властей скорейшего решения проблемы. Горожане хотят либо избавляться от маршруток, либо искать более ответственных перевозчиков.

Мнения

Денис Джафаров, руководитель проекта marshrutka74.ru

«Нужно отказываться не от частных перевозчиков, а изменить сам подход – перенять опыт Москвы, когда город покупает услугу по перевозке пассажиров. Но пассажир при таком подходе не должен пострадать. Но у нас, как мне кажется, это сделать сложнее. В Москве, как правило, транспорт выполняет подвоз к метро, а в Челябинске потоки пассажиров плавающие».

Эдуард Маховский, директор МУП «Челябинский автобусный транспорт»

«Нужно сократить число дублирующих друг друга маршрутов, обратить внимание на реформы Екатеринбурга (в ходе которой автобусы малой и средней вместимости уйдут на периферию). При этом транспорт должен окупаться».

Смотрите также: