С того времени, признаются заводчане, всё стало ещё хуже. Машиностроительное предприятие-гигант фактически остановлено. Обещания губернатора и «Уралвагонзавода» о материальной поддержке оказались пустыми словами.
Крик о помощи
Завод уже около года находится в глубоком кризисе, такого упадка не припомнят старожилы предприятия, пережившие банкротства, ликвидацию и экономические кризисы 1998-го и 2008 годов.
Стабильно идёт двух-трёхмесячная задержка зарплат, с перебоями работают столовые, все социальные и профсоюзные выплаты приостановлены, на заводе из-за долгов перед ресурсниками отключены централизованное водоснабжение и газ. Для душевых баки наполняют пожарные машины, а питьевую воду развозят по цехам в бутылях.
«Люди в очередной раз доведены до отчаяния, - констатирует председатель профкома ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Олег КОСЫХ. - Проблемы не решаются, а только растут как снежный ком. Мы убедились, что нынешнее руководство завода в лице Виктора Воропаева и НПК «Уралвагонзавод» не способно управлять и вывести предприятие из кризиса. Они даже не смогли разработать достойную антикризисную программу. Поэтому ни один банк не желает выдавать нам кредиты, несмотря на одобренные Москвой 6,8 млрд рублей госгарантий».
Не дождались заводчане и обещанной поддержки от областной власти. Краткосрочный кредит в размере 500 млн рублей, который пополнил бы оборотные средства завода, так и не был получен.
Сливная яма
На пикете среди работников завода слышатся усталые и недовольные заявления: «Развалили опорный край державы», «ЧТЗ - сливная яма для госкорпорации».
«Развалили завод окончательно, - прямо заявляет работник отдела механиков Прессово-сварочного завода Василий ЧЕГАКОВ. - С начала года, наверное, собрали с десяток тракторов. Мы работаем смену в неделю. И пока эти варяги отсюда не уедут, лучше не станет. Приехали они сюда 3,5 года назад, когда завод уже с долгами рассчитывался, и в 6 раз увеличили долги с 1,8 млрд до 12 млрд рублей. Вот взяли 2 млрд рублей в кредит на разработку двигателя - ни двигателя, ни денег. Воропаев берёт деньги на реконструкцию завода - на деле за последний год четыре ямки вырыл».
Политикой нового руководства недовольны все. Ещё до санкций экспортное направление того же литейного производства завода закрыли. В этом году (впервые за всю историю предприятия) не выделили дотации на путёвки в детские лагеря.
Завод умирает. Выходит, объявленный курс на импортозамещение просто фарс?
Кстати
Продукция ЧТЗ обеспечила не менее 10 млн рабочих мест в стране и мире - это население среднего европейского государства.
Всеми тракторами ЧТЗ отработано 19 млрд часов, или более 2 100 000 лет без перерыва на обед. На все тракторы ЧТЗ ушло более 12 млн тонн металла. Из этого количества металла можно изготовить 1 200 Эйфелевых башен.
Смотрите также:
- Стоп, машина? Производство БМД из Кургана переносят в Волгоград →
- Промышленники Зауралья бьют тревогу: «Такой завод пропадает!» →
- С протянутой рукой. Без господдержки ЧТЗ встанет →