Юлия Денисенко: «Белых медведей нельзя укротить, но можно договориться»

фото Глеба Ильина / Depositphotos

Сейчас это единственное в мире шоу с этими животными. О том, как приручить питомца весом в полтонны, корреспонденту АиФ-Челябинск рассказала дрессировщица белых медведей Юлия ДЕНИСЕНКО.

   
   

Эльвира Галимова, chel.aif.ru: Юлия, вы из известной цирковой династии дрессировщиков. Помните свое знакомство с цирком?

Юлия Денисенко: Вы правы, мои бабушка и дедушка, мама и папа работали в цирке. Я сама здесь выросла. Родители брали меня на гастроли по всему СССР. А у детей, которые ездят вместе с родителями, редко возникает вопрос, кем же им стать.

Но своих дочерей я не беру с собой. Сейчас они у меня живут вместе с бабушкой, учатся на «отлично». Хочу, чтобы у них была другая жизнь, сегодня артистам цирка приходится очень сложно.

– Как Вы начали работать с белыми медведями? Почему выбрали именно этих животных?

Мама с папой работали со смешанной группой медведей – белыми, бурыми и гималайскими. Потом папа остановился на работе только с белыми медведями. Он нашел к ним подход, несмотря на то, что многие считали их неспособными к дрессировке. Свои знания об этих животных он передал мне, так я и начала дрессировать их.

Кроме этого, белые медведи – очень интересные питомцы. Умные и такие шкодные. Мозгов им ни у кого не занимать, часто медведи умнее самих людей. Все помнят и знают, что должны будут сделать. У нас с папой был такой случай, когда мы прямо на манеже цирка просто забыли, что должны делать. И мишки сами начали исполнять трюки, без нашей подсказки.

   
   
Белых медведей сложно понять, для работы с ними нужно знать этих животных. Фото Глеба Ильина

– Тогда почему считалось, что белых медведей нельзя научить выступать в цирке?

Во-первых, потому что это один из самых крупных и опасных хищников на планете. Их нельзя укротить. Жесткие методы с белыми медведями не действуют. Они не будет делать что-то со страха. Скорее, бросится на человека, чем подчиниться ему.

Но укрощение и дрессура – разные вещи. Мы, дрессировщики, пытаемся с ними договориться, как-то заинтересовать животное. Чтобы он сам к нам шел, брал из рук какие-то вещи. Для этого он должен нам доверять.

Знаю, что многие так говорят, а потом появляются ролики в Интернете, где на манеже дрессировщик избивает своих подопечных. Про себя же могу сказать, что когда мы с папой три года работали во Франции, то нас снимали скрытые камеры. И за все это время они не увидели никакого насилия.

Во-вторых, белых медведей сложно понять, для работы с ними нужно знать этих животных. Когда у них начинается переходный период, чем они могут быть недовольны. Поэтому мы начинаем работать только с маленькими медвежатами. Чтобы мы изучили их, а они – нас.

«Работать с хищниками мне не страшно»

– Как именно Вы работаете с медвежатами?

Изначально они дикие. В отличие от щенят и котят медвежата сразу начинают хватать зубами, цепляться за человека. Поэтому мы надеваем фуфайки, ватные штаны и буквально сутками сидим с медвежатами в одной комнате. Чтобы они к нам привыкли. Сами они не подходят, боятся. Но со временем любопытство берет верх, медвежата начинают обнюхивать нас, пробовать на зуб.

Однажды медвежонок подошел ко мне и укусил за руку, причем довольно сильно. В ответ я щелкнула его по носу, а мишка внезапно прижался ко мне. То же самое происходит и в природе, когда детеныш в берлоге хватает мамку, например. Она замахнется на него лапой, мол, нельзя так делать. И он это понимает.

Кормим медвежат и убираем за ними мы сами. Так животные начинают доверять нам. Кстати, чужих медведи сразу чувствуют и начинают возмущаться, если ухаживаем за ними не мы.

– Вам не страшно работать с хищниками?

Нет, конечно. Я боюсь за них, когда они начинают драться между собой. Нас-то они не трогают, но могут навредить себе. Во время таких схваток мы пытаемся как можно скорее их растащить.

Еще страшно, когда зрители вплотную подходят к сетке во время выступления. Такое случается только в России. Несмотря на то, что в нашей стране водятся белые медведи и их изучают еще в школе. Но наша публика – самая бесстрашная. Были случаи, когда зрители просили погладить медведя, сфотографироваться с ним.

Медведи – очень умные и удивительные животные. Фото Глеба Ильина

– На Вас нападали медведи во время выступления?

Был один случай, когда я работала с самцами. Они агрессивнее, чем самки. Тогда на манеже медведь обратил внимание на мою юбочку. Она была свободного покроя и шевелилась в такт движениям. Медведь отвлекся на это и напал не на меня, а на юбочку. Ему было интересно, почему же она шевелится.  После такого я не ношу свободные вещи в клетке с медведями.

– Расскажите о мишках, с которыми Вы выступаете в Челябинске

Это четыре самки – Умка, Мотя, Дора, Кнопа. Им сейчас по 13 лет, для медведей это средний возраст.

Умка и Мотя – сестры, но очень разные. Умка играет на арфе и делает кульбитики, на манеже она скромничает. А Мотя танцует вальс, дирижирует. Она как будто чувствует, что звезда. Гордо переступает перед зрителями, и когда к ней подходишь, то сначала она окинет тебя взглядом, и только потом разрешит себя почесать.

Мотя – большая шкода. Во время дрессировки или купания обязательно сделает что-нибудь. Однажды сидит в клетке, глаза хитрющие, и вдруг закрывает нос лапой. То есть она что-то придумала, но знает, что этого нельзя делать. И не сделав ничего, уже нос закрыла, чтобы не получить щелчок. Это еще раз говорит о том, что медведи – очень умные и удивительные животные.  

Смотрите также: