Актеры используют ненормативную лексику. Режиссер «Манекена» Юрий Бобков: «Не дай Бог, сюда еще школьники пройдут, пьеса очень взрослая».
Затянувшаяся премьера
Её ждали все. И заказчик в Питере, намеревавшийся поставить эту пьесу в одном из театров, но без объяснения причин передумавший. И семья её автора - молодой одесситки Анны Машутиной (в России и в Украине её знали как драматурга и поэтессу Анну Яблонскую), ехавшей получать престижную литературную премию, а оказавшейся в эпицентре взрыва в московском аэропорту 24 января 2011 года.
Ждал руководитель челябинского театра «Манекен», странным образом обнаруживший пьесу в интернете, хотя, как говорят родственники Яблонской, официально пьесу в сеть никто не выкладывал. Ждали челябинские актеры, узнавшие о трагедии в Домодедово во время репетиции. И вот теперь, спустя два года подготовки, «Чацкого-Камчацкого» в театре «Манекен» может увидеть любой из нас.
И Фамусов стал депутатом…
Вроде бы «знакомые всё лица», известные по школьной программе. Да только с новыми статусами и при нынешних обстоятельствах. Современное богатое московское семейство: депутат Фамусов, к примеру, готов «возлюбить» …собак и сделать эту любовь одним из ключевых пунктов своей программы, да только электорат отчего-то ждет большего внимания к нуждающимся детям. Его собственная дочь Софья, которая, кстати, при таком отце ни в чем себе не отказывает: наслаждается жизнью.
Молчалин примерил роль депутатского пиарщика. А служанка Лиза, будь она более благосклонна к хозяину, вообще могла бы стать помощником префекта российской столицы. Но она, удивляется хозяин, всё свой паспорт просит, изъятый им за якобы сломанные ею дорогущие старинные часы, а ведь на них можно всю ее деревню скупить. Вот только Чацкий думает, что его не было всего три года, а не два века. И решительно ничего не понимает.
Чацкий не из школьной программы
Артем Машутин - муж Анны Яблонской – приехал в Челябинск на первую постановку этой пьесы в России, о чем так мечтала сама Анна. По его словам, театры к творчеству Яблонской сейчас проявляют больший интерес. «Я думаю, это связано с самим фактом трагической смерти, прежде всего. Потому как, к сожалению, человеку даже талантливому нужно как-то заявить о себе. А самые яркие моменты – это жизнь и … смерть». По мнению Машутина, зритель увидит «наизнанку вывернутое «Горе от ума». «Мне бы хотелось чтобы зрителем был самый обычный человек, который бы пошел на классическое «Горе от ума» и использовал эту адаптацию, как свой путь для понимания новой пьесы, увидел что-то новое для себя».
Только «не дай Бог, сюда еще школьники пройдут, а пьеса очень взрослая» - говорит руководитель «Манекена» Юрий Бобков. – Ведь это только зацепка, художественный прием, что в современную, богатую депутатскую семью московскую попадает тот самый Чацкий из 19 века, из Грибоедова. Это нужно было так же, как Достоевскому нужен был взгляд со стороны, когда он писал «Идиота».
Вот пришел такой странный человек и на современную действительность смотрит открытыми глазами. И многому поражается, удивляется. И эту пьесу только условно можно назвать комедией, потому что она начинается с каких-то нелепых, смешных сцен, а заканчивается она самым трагическим образом. Потому что этот Чацкий приходит в ужас от той лжи, от того лицемерия, в которых мы с вами, к великому сожалению, сегодня живем». С легкой руки Бобкова, сначала у пьесы появилось новое название. Юрий Иванович, переписываясь с Анной Яблонской, признался, что просто «Чацкий» - звучит как-то дежурно и по-школьному. Как пример, предложил свои варианты: «Чацкий-Камчацкий» или «Чацкий-идиот».
Дразнилка в театре быстро обросла вариантами. «На самом деле, Камчацкий - не потому что он с Камчатки. И еще хуже его дразнят. Как? Я Вам скажу, а Вы потом вырежете… Не принимают его там особенно, в этом доме» - рассказывает Юрий Иванович – Еще, по моей просьбе, Анна добавила 3 новых эпизода. Мне показалось, что этот Чацкий должен получить по физиономии большее количество раз, чем она написала. Он должен столкнуться с большим количеством проблем. Так мне показалось. Ну, чисто по-режиссерски, что ли. И там добавлены сцены с Фамусовым, со Скалозубом, с Молчалиным. Когда Чацкий получает, что называется, по полной программе от наших сегодняшних государственных деятелей».
Вернем вам деньги за билет
Вообще же, первая читка пьесы вызвала у актеров бурную реакцию. «Мы ужаснулись, потому что там действительно очень много ненормативной лексики, - рассказывает педагог тетра по речи Людмила Присич. - Но мы поняли, что это все-таки стилистика автора. Это не для того, чтобы это прозвучало и потом говорили: ах, в театре используют такие слова, и мы пойдем говорить это на улице! Нет, наоборот, мне кажется, здесь такое противопоставление. Потому что есть настоящая русская речь, она должна быть, и мы не должны, во-первых, слушать ее (и так на улице при ее невольно слышим!) и должны «включать», наверное, внутреннюю свою цензуру.
И даже если на улице услышим, как ругается подросток, сделать ему замечание… Должно произойти отторжение!» Теперь честную пьесу, которая не оказалась излишне бытовой, пьесой-констатацией, предлагают увидеть челябинцам. Если такое радикальное средство, как мат на сцене, придется, мягко говоря, не по душе, зрителю вернут деньги за билет, обещает Бобков перед началом спектакля. И предлагает чувствительным натурам покинуть зал. На премьерных спектаклях его совету пока никто не из зрителей следует.
Важно: Этим спектаклем в память об Анне Яблонской «Манекен» мог закрыть уходящий сезон. Полгода потребовалось труппе, чтобы заработать на костюмы и декорации.
Этот спектакль играет всего 16 актеров, не считая 2 декоративных собачек (собственность одной из актрис). Это все, кто остался в труппе «Манекена» через 2 года временного компромисса, когда из-за финансового голода театр оказался на грани закрытия. «Манекену» было приказано выжить. Сократить персонал. Забыть, что рабочих рук (монтировщиков, радистов, осветителей, костюмеров, бутафоров) – не хватает. Учиться зарабатывать. И ждать лучших времен. Они выжили. Ждут.
16 актеров играют 280-300 спектаклей в год (на каждого приходится гораздо больше нагрузки, чем в театрах, где в труппе - 40-50 человек). И даже научились зарабатывать (по словам Юрия Бобкова, таких средств у театра -больше 50% от общего финансирования, при том, что российские театры, не важно, столичные, как, например, МХАТ, или провинциальные – зарабатывают, максимум, 25-30%).
Ближайшие премьерные спектакли - 21 и 22 сентября.
Смотрите также:
- С головы на ноги... Владислав Лантратов - об экспериментах в балете и юморе →
- Драматург Черлак - о том, кому нужен театр и как он написал пьесу о Путине →
- Чайка по имени Овинов →