Челябинская область, 26 ноября – АиФ-Челябинск.
В тот же день на место происшествия прибыл начальник ГУФСИН России по Челябинской области Владимир Турбанов и прокурор области по надзору за соблюдением законов в ИК Александр Яковлев.
На следующий день, 25 ноября, колонию окружили родственники осужденных, они жаловались, что членов их семей в колониях избивают.
Проверка прокуратуры Челябинской области в колонии строгого режима №6 Копейска показала, что заключенных не избивали. По мнению оперативников, уголовники выдвинули ряд незаконных заявлений. Например, отпустить из изолятора одного из криминальных авторитетов, помещенных туда за нарушение режима.
«Бунт в колонии – попытка уголовников «сломать» администрацию»
Сложившуюся ситуацию также прокомментировали челябинские священники. Сотрудники епархии посетили колонию в рамках должностных обязанностей. Они прибыли на место 25 ноября около 16 часов. По мнению секретаря епархии протоирея Игоря Шестакова, этот протест – ни что иное как попытка «сломать администрацию» колонии и ослабить режим. И, как отмечает Шестаков, в колонии строгого режима сидят насильники и убийцы, поэтому требования заключенных незаконны. Например, известно, что один из организаторов протеста, некий заключенный по прозвищу Тайсон, осужден за изнасилования, в том числе несовершеннолетней (прим. автора).
«Сам я был в этой колонии в июле. Все там нормально! Не исключаю, что речь идет о сознательном вбросе в региональные СМИ. Есть одна пикантная подробность – в этой колонии отбывает наказание бывший вице-губернатор Челябинской области Виктор Тимашов», – добавил о. Игорь в интервью изданию pravmir.ru.
Кроме того, там же он отметил, что протестные выступления – реакция некоего криминального авторитета на помещение в штрафной изолятор.
За дело взялись правозащитники
По словам уполномоченного по правам человека Алексея Севастьянова, физическая сила по отношению к заключенным, действительно, не применялась. В потасовке пострадал один мужчина, да и то по собственной воле. Один из осужденных стеклом порезал себе вены и горло, вследствие чего оказался в больнице. Сейчас он идет на поправку.
Информация о том, что от рук омоновцев пострадали женщины и дети, не подтверждается. По словам Алексея Севастьянова, он своими глазами видел, как группа молодых нетрезвых людей провоцировала силовиков. Родители заключенных в этот момент стояли в стороне и не участвовали в потасовке. Нетрезвые парни выкрикивали: «Кидайте в омоновцев, не стойте просто так!». В сотрудников отряда особого назначения летели снежки и бутылки.
Очевидцы же, в свою очередь, говорят обратное. По их словам, ОМОН «гасил» всех подряд, избивая невинных и разбивая автомобили.
Панику сеяли и родители заключенных. Так, члены семей цыган, осужденных за наркоторговлю, обсуждали то, как в потасовке уже погибли четыре заключенных. Также ходили слухи, что на территории исправительной колонии лежит два трупа, и никто убирать их не собирается.
Севастьянов намерен провести свою проверку по поводу поступившей информации о пытках в исправительной колонии. А вот имели ли место «окровавленные» плакаты – большой вопрос. По мнению омбудсмена, скорее всего, они были написаны краской.
Между тем, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин не верит в то, что ситуация в копейской исправительной колонии пришла в норму. По словам правозащитника, весной текущего года он посещал колонии №1 Копейска. Тогда в учреждении были обнаружены счета, на которые администрация требовала с родственников перевести деньги. Омбудсмен опасается, что поверхностное расследование этого дела может привести к обострению ситуации. В таком случае вскоре подобное ЧП может произойти и в других колониях города.
Добавим, что по данным gulagu.net, протест заключенных в колонии № 6 под Челябинском привел к массовым забастовкам осужденных за тяжкие преступления. Вместе с ними от еды отказались в колониях строгого режима № 1, 3, 11 и 25 в Копейске, Челябинске и Златоусте.
О требованиях заключенных
Ольга Белоусова, сестра одного из заключенных:
– Осужденные высказывали сразу несколько требований. Во-первых, жаловались на побои. Так, даже за расстегнутую пуговицу или возражения могли отправить в ШИЗО. Кроме этого, осужденных и их родных не устраивали большие денежные поборы со стороны администрации колонии. По словам родственников, если кто-либо из них не в состоянии был заплатить положенную сумму, сотрудники ИК «отыгрывались» на заключенных.
Также заключенных не устраивали на работу. Из 1600 уголовников лишь 700 были трудоустроены. Причем зарплаты были невелики. В предоставленных правозащитникам квитанциях значилась сумма – 48 рублей в месяц.
И, наконец, последнее, что не устраивало заключенных – это количество встреч с родными. Их катастрофически не хватает.
Сейчас обстановка в ИК №6 Копейска полностью стабилизировалась. По мнению ГУФСИН, выброс негативной информации в Интернет о деятельности уголовно-исполнительной системы Челябинской области был направлен с целью дестабилизировать обстановку в исправительном учреждении.