Примерное время чтения: 6 минут
191

Детский спорт: как и кто следит за здоровьем юных чемпионов?

В чем проблема? Об этом – наш разговор с сотрудником организационно-исследовательского отдела Центра спортивной медицины Федерального медико-биологического агентства России, профессором

Сергеем Ключниковым
.

Цена успеха

«АиФ»: – Сергей Олегович, время от времени в средствах массовой информации появляются сообщения о внезапной смерти ребят, занимающихся физкультурой и спортом. Это вызывает в обществе бурную реакцию и недоумение: почему такое происходит с детьми, считающимися здоровыми?

С.К.: – Вот именно – «считающимися». Оценка состояния здоровья детей, занимающихся спортом, показала, что практически здоровыми являются лишь треть от числа всех юных спортсменов. Анализ сложившейся в России ситуации продемонстрировал, что есть блестящие физкультурные диспансеры, прекрасные специалисты, но в целом положение дел оставляет желать лучшего. Более 30% детей, занимающихся спортом, не проходят углубленные медицинские обследования. Не развита система постоянного контроля за здоровьем юных спортсменов, потому что школы не обеспечены кадрами. Отсутствует постоянная прикрепленность детских спортивных учреждений к соответствующим медицинским центрам.

Между тем юные спортсмены подвергаются физическим и эмоциональным перегрузкам, травмам, что при недостаточно хорошо организованной системе медицинского обслуживания не может не сказаться на уровне их здоровья. В последние годы увеличилось число случаев миокардиодистрофий у детей, занимающихся спортом, что, по всей вероятности, связано и с ростом объема тренировок, их интенсивности без учета индивидуальных особенностей ребенка. Чрезмерные нагрузки приводят к нарушениям не только сердечно-сосудистой системы, но и половой (так, задержка полового созревания у юных спортсменов – не редкость), оказывают большое влияние на опорно-двигательный аппарат.

«АиФ»: – Где же выход?

С.К.: – Необходим пересмотр подходов к решению ряда проблем, в том числе особенностей течения различных заболеваний у спортсменов. Если в обычных условиях подростки, например, с банальной респираторной инфекцией справляются без серьезных последствий, то при действии экстремальных факторов, при нервных и физических перегрузках могут наступить значительные изменения, в конечном счете формируя тяжелые и даже неизлечимые состояния.

«АиФ»: – Нередко приходится слышать, что тот или иной спортсмен выступал на соревнованиях с высокой температурой, с пневмонией, проявляя чудеса героизма и мужества…

С.К.: –Понятно, что соревнования – важный этап в жизни спортсмена, ради них он тренировался, к ним долгое время готовился, и отказываться от них из-за болезни никому не хочется. Делается все возможное для снятия острых симптомов, но это далеко не безразлично для юного организма. Победа любой ценой в данном случае не оправдана. К тому же зачастую в спортивной медицине, как и в общей педиатрии, снятием острой ситуации все и ограничивается. О реабилитации, восстановлении мы забываем.

«АиФ»: – Что же необходимо предпринять?

С.К.: – Нужно пересматривать подготовку и подбор специалистов, работающих в спортивной медицине, совершенствовать порядок проведения углубленных медицинских осмотров, используя дифференцированные диагностические программы. Нужны новые критерии отбора детей для занятий спортом, потому что нынешние дети отличаются от своих сверстников, живших 30 лет назад.

Страховка от ошибки

«АиФ»: – Что же, в спортивной медицине совсем ничего не меняется?

С.К.: – Нельзя сказать, что ничего не делается. Издан приказ Минздравсоцразвития России, регламентирующий допуск к занятиям физической культурой и спортом. Центром спортивной медицины ФМБА России подготовлена Концепция медико-биологического обеспечения дет­ского и юношеского спорта. В эту концепцию заложены три принципиальных аспекта: углубленное медицинское обследование детей, занимающихся спортом, отказ от фармакологических стимуляций организма ребенка, совершенствование профилактических и реабилитационных мероприятий.

Начата работа по созданию электронного паспорта. На Западе он уже давно существует и позволяет не только структурировать данные, но и координировать действия разных специалистов. А для детства это имеет принципиальное значение. Когда ребенок попадает к специалисту, тот может оценить его состояние в динамике, сравнивая показатели здоровья на протяжении длительного периода времени. Ему не придется каждый раз копаться в индивидуальной карте, если она есть (сами спортсмены из-за страха быть не допущенными к соревнованиям скрывают свои недуги).

Необходимо вооружить врача спортивной медицины, работающего с детьми подросткового возраста, четкими критериями, протоколами ведения ребенка, в том числе и в ситуациях, когда выявляются функциональные изменения.

«АиФ»: – А что можно сказать по поводу приема лекарств, которыми нередко пичкают юных спортсменов для лучшей формы?

С.К.: – Нужна жесткая система контроля применяемых лекарственных средств и биологических добавок. Препараты, которые могут быть использованы на практике, должны иметь хорошую доказательную базу, рационально применяться. А у нас зачастую хватают самые разные «новомодные» таблетки и думают, что решают проблему.

Когда мы оценили перечень препаратов, переданных распоряжением «сверху» в одну из детских спортивных школ, то оказалось: 70% из них разрешено применять только с 16 лет. Среди новомодных подходов – иммуномодуляторы, которые, к сожалению, нередко оказываются первоочередными средствами даже при обычной простуде, но даже их применение требует серьезной коррекции.

Не навреди!

«АиФ»: – А еще юным спортсменам широко рекомендуют витамины и микроэлементы, влияющие на энергетический обмен…

С.К.: – Как правило, те и другие содержатся в одной таблетке. Однако существует как положительное, так и отрицательное взаимодействие отдельных компонентов. Увы, инструкции мало кто читает, а в них написано, что некоторые из витаминов рекомендуется принимать только с 12 лет. На деле же в каждом втором случае их принимают дети более раннего возраста.

По некоторым витаминам частота побочных реакций достигает 15%. А причина нередко кроется в качественном составе витаминно-минеральных комплексов, например, в какие-то из них включен витамин А, превышающий нормы потребления в 2–3 раза, а в каких-то его вообще нет. То же самое можно сказать о витамине Е, который не так уж безвреден в больших дозах, аналогии просматриваются и для различных микроэлементов. Это необходимо знать.

«АиФ»: – Что еще должен учитывать сегодня врач, работающий с детьми, занимающимися спортом?

С.К.: – Конечно же, в первую очередь – типы конституции, то есть предрасположенность к развитию той или иной патологии. К сожалению, до сего дня нет четких критериев, позволяющих проводить медицинский отбор детей не просто для спорта в целом, а для конкретных видов.

Не развита система педагогической и психологической помощи. А ведь ребенок, занимающийся спортом, выдернут из общества, он находится в экстремальных условиях

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах