День 15 февраля оставил яркий след в истории Южного Урала – и в прямом, и в переносном смысле. Теперь наша область – не только родина промышленных гигантов, но и место приземления загадочного космического тела.
Ажиотажа не случилось
В 2018 году у всей этой космической истории – первый юбилей. Тогда, 5 лет назад, на волне небывалого интереса к челябинскому метеориту, казалось, что вот сейчас в город и область хлынут толпы туристов – как российских, так и зарубежных. Но по факту никакого туристического ажиотажа не случилось. Более того, складывается впечатление, что о «визите» метеорита стали постепенно забывать.
«Метеорит, безусловно, повысил узнаваемость региона, как бренд он существует, но как туристический объект он, по сути, не состоялся, – говорит заведующая кафедрой «Туризм и социально-культурный сервис» ЮУрГУ Татьяна Третьякова. – Причина этого, скорее всего, в отсутствии финансирования туристического проекта, связанного с продвижением темы метеорита».
Да, в Челябинском краеведческом музее появился уникальный экспонат - самый крупный осколок метеорита, поднятый со дна озера Чебаркуль. Но ни памятников, ни фильмов, посвящённых болиду, мы так и не увидели.
Напомним, что в 2013 году власти объявили конкурс на лучший памятник метеориту. Победители конкурса определялись в ходе онлайн-голосования на специальной странице проекта на сайте губернатора. В результате победу одержал проект «Экстрим-парк» (автор Виталий Калмыков). Кроме него, в финал конкурса вошли «Метеоритный фонтан» (автор Аэлита Худякова), «Разбитое окно» (автор Ринат Махмутов), «Метеоритная мозаика» (автор Иван Болотнов) и «Памятные монеты» (автор Антонина Дружинина).
Одного отеля недостаточно
По мнению известного челябинского журналиста Айвара Валеева, этот конкурс не принёс ожидаемых результатов. «Скоро пять лет нашему метеориту. Повод для мини-ревизии: что сделали, что не сделали. Из достижений - оставили метеорит у себя. А в конкурсе на увековечивание в итоге победила спортплощадка, которая никак не напоминает о великом событии мирового масштаба», – считает он.
Кстати, другие лидеры народного голосования вполне могли бы с пользой воплотиться в жизнь. «Метеоритный» фонтан украсил бы реку Миасс, «метеоритные» монеты были бы интересны тем же туристам, да и памятник «Разбитое окно» – тоже весьма креативная идея. Но проекты так и не были реализованы. Кроме того, какие-то захватывающие туристические маршруты тоже не возникли.
«Просто построить отель рядом с озером Чебаркуль, чтобы туристы приезжали и смотрели на него, – этого явно недостаточно, – уверена Татьяна Третьякова. – Нужно, чтобы метеорит и озеро Чебаркуль были вписаны в интересный туристический маршрут. Ведь там уже существует курортная зона: Кисегач, Еловое. Сейчас, к сожалению, эта территория не в лучшем состоянии. Всё это можно и нужно развивать, на базе имеющийся инфраструктуры создавать экскурсионные программы, и частью этих программ должна стать тема метеорита».