Как у всех детей, у этих первоклассников есть первая учительница — педагог ресурсного класса Ксения Брюхова. Ее задачи не столько научить детей как можно быстрее читать и правильнее писать, но помочь адаптироваться настолько, чтобы они смогли посещать уроки с обычными школьниками.
«Тема урока соответствует программе «Школа России», - объясняет учитель. - Но задания дети выполняют в соответствии со своими возможностями. Еще одна задача здесь — научить ребенка, как правильно вести себя на уроке: сидеть спокойно, поднимать руку, ждать, когда вызовет учитель, собирать после уроков свои школьные принадлежности . То есть научить всему, что делают в школе обычные дети. Когда дети усвоят эти навыки, из ресурсного класса они начинают выходить на уроки в обычные первые классы. Уже трое ребят начали посещать уроки технологии, русского языка, изобразительного творчества».
Педагог-психолог Ксения Брюхова считает, что расхожее утверждение «эти дети не обучаемы» в корне не верно. У каждого свои таланты и умения: Лева может показать пример, как правильнее отжиматься на занятиях на физкультуре, Катя прекрасно рисует, Маша считает. Они знают буквы, одни уже умеют читать, другие учатся. Возможно, не каждый сможет догнать в академических знаниях ровесников. В такой системе обучения для ребенка важнее находится в среде обычных ровесников, слышать правильную речь, играть с детьми на переменах, общаться и дружить.
Ресурсный класс открыт по всем правилам. У каждого ребенка свой личный сопровождающий — тьютор; рядом с ресурсным классом открыта комната сенсорной разгрузки, с гамаками, фитболами, утяжеленным одеялом и прочими предметами, которые помогают детям отдохнуть и снять напряжение.
Проект «Ресурсный класс для детей с нарушениями интеллекта в общеобразовательной школе г. №109 Челябинска» реализуется на средства президентского гранта в размере 2,8 млн рублей.
Как все начиналось
Такой ресурсный класс в общеобразовательной школе Челябинска - первый. По стране таких классов не больше ста. Они работают в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Сочи, Ростове-на Дону и нескольких других крупных городах. В Челябинске инициатива открытия ресурсного класса принадлежит Елизавете Кирилловой, руководителю Челябинской общественной организации помощи детям «Открытое сердце», и маме того самого первоклассника Лёвы, который занимается за соседней партой с Машей.
«Всё началось пять лет назад, когда я в составе других родителей из Челябинска отправилась в рамках программы «Открытый мир» перенимать опыт воспитания особых детей за рубежом, - вспоминает Елизавета. - В Сети сейчас достаточно информации, как в Европе и США эти дети вырастают и осваивают простые профессии — охранник, садовник, и даже становятся олимпийскими чемпионами. Для нас была загадка, как родители и педагоги именно этих детей добиваются таких успехов? В первый день нас привезли на горнолыжный курорт, и мы стали свидетелями, как молодой человек лет 16 с синдромом Дауна спустился с горы на лыжах, обнял свою девушку и пошел с ней пить кофе. Для меня, как мамы тогда трехлетнего ребенка с таким диагнозом, это был полнейший шок. Ведь мы все тогда знали из Интернета, что ребенок с синдромом Дауна абсолютно бесперспективен, никогда не сможет пойти ни в садик, ни в школу, что всегда будет осуждение окружающих, семья попадет в социальную изоляцию, от меня обязательно уйдет муж, и вообще всё кончено».
Елизавета решила бороться за Льва
Выяснилось, что ключик к успеху - прикладной анализ поведения, одна из четырех областей психологии, которая позволяет системно развивать с детства у детей навыки безопасности, самостоятельности, взаимодействия с другими людьми.
«К четырехлетнему возрасту у ребенка должны быть сформированы 1200 навыков, - объясняет Кириллова. - Первое — это научить безопасности, второе — навыку просьбы, общения. Бывает, родители особых детей, жалея их, прибегают к гиперопеке. У ребенка по всему дому стоят вазочки с печеньем, в легком доступе любимые игрушки. Тогда у него нет необходимости с просьбой к взрослому. Таким образом, семья пропускает важный ресурс- начало формирования функциональной коммуникации у ребенка, которая начинается с первых ста просьб, а это основа развития речи».
Необходимы знания
Вернувшись из поездки, Елизавета поняла, что ей необходимо учиться. В Челябинске специалистов в этой области в системе государственного образования не было совсем, поэтому, чтобы начать диалог с системой образования, она два года перенимала знания у столичных и зарубежных педагогов.
А потом Елизавета стала искать школу.
«Я обошла несколько школ, - вспоминает Кириллова. - В одной мне сказали, привозите губернатора, если он согласится, только тогда можно подумать.. В другой ответили, вы пришли в престижную школу, вам лучше поискать школу на окраине города. И наконец нам порекомендовали эту школу - №109, где директор, как настоящий практик, с большим интересом отнеслась к новому формату работы.
Здесь нам совершенно обоснованно поставили условия, что люди должны прийти на работу уже обученные. А в Челябинске нет ВУЗов, которые дают знания в области прикладного поведения. Специализация по тьюторскому сопрождению была закрыта в 2014 году. При этом даже дефектологу с опытом без этих специализаций с работой на таком проекте не справиться. Тьютор должен уметь анализировать поведение ребенка, у которого есть коммуникативные дефициты, учить его вести себя социально правильно, проводить индивидуальные занятия.
Сначала в школе, конечно, относились настороженно, ведь это совершенно новый формат работы, хотя школа принимает детей с нарушениями слуха, зрения, диабетом. Среди родителей первоклассников провели опрос, не против ли они, чтобы рядом с их детьми занимались особые ребята. Из ста человек категорически против оказались только трое. Чего обычно опасаются родители? Что ребенок из ресурсного класса будет себя как-то неправильно вести, и их сын или дочь подхватит это поведение. Безусловно, этого не будет, потому что, прежде , чем выйти в обычный класс , с каждым ребенком отрабатывается социально корректное поведение, а когда дети выходят в класс их сопровождают тьюторы. Когда наши дети идут на урок в обычный класс, учитель не меняет программу, он ведет предмет по плану, его задача дать особому ребенку понятное для него задание и сформировать вокруг ребенка ситуацию успеха, чтобы дети видели, что у каждого есть свои способности и достижения».
«Я боюсь того, чего не знаю»
Школьники из обычных классов с большим интересом общаются с Машей, Катей, Львом. Это удается только на переменах и тех занятиях, когда они встречаются с ребятами из ресурсного класса.
«Дети, в отличие от взрослых, ничего не боятся, - объясняет Елизавета. - Им не нужен для общения философский трактат о строении мира, не важно, все ли буквы выговаривает товарищ. Больше боятся взрослые, в детстве которых рядом не было детей с инвалидностью: я боюсь того, чего не знаю. Мы же помним историю, как инвалидов вывозили из Москвы, даже расстреливали. Долго не было информации о таких людях, откуда ей взяться? Поэтому и нужен такой откровенный разговор с обществом. Ребенок-инвалид может родиться в абсолютно любой семье. В одной из семисот семей рождается ребенок с синдромом Дауна и на каждую семидесятую приходится ребенок с расстройством аутистической спектра. Это факт, и он не зависит, в какой стране мы живем. Это не связано с уровнем доходов и образования родителей. И если рядом появился такой человек — протяни ему руку или поддержи его родителей. Мы порой зажатые и закрытые. Как-то подошли дети и спросили, а почему ваш мальчик такой странный? А он просто любит всех обнимать!».
Программа включения ребенка в общеобразовательный процесс рассчитывается по возможностям ребенка, подчеркивает Елизавета. Возможно, кому-то из четверки первооткрывателей потребуется не 4, а 5 лет, чтобы освоить программу начальной школы. Сказать сегодня, что будет через год или десять лет, сложно. Один ребенок может окончить школу и пойти в ВУЗ, другой — получить справку о том, что прослушал курс дисциплин в школе и освоить простую профессию. Для того, чтобы работать садовником или мойщиком парковки, не нужно знание таблицы умножения или географии, главное – уметь выполнять простые задания и уметь общаться.
Плавание, футбол на роликах
За свои 8 лет Лев Кириллов побывал в десяти странах. Ребенок всесторонне развивается: плавает, катается на горных лыжах, играет в футбол на роликах. Он социально адаптирован: может заказать себе блюдо в кафе, посещает кино и театры.
«Мы не пропускаем ни одной премьеры в нашем оперном театре, - откровенничает мама Льва. - И он сидит три часа, не шелохнувшись, слушая итальянские оперы, чем очень вдохновил папу к нему присоединиться. ребенок слушает оперу. А ведь не каждый обычный ребенок сможет так вести себя, не всем опера и нравится».
Проблемы, конечно, есть. Елизавета не скрывает: в обществе принято считать, если в семье родился ребенок-инвалид, это считается едва не концом жизни.
В каждом ребенке обязательно заложен какой-то талант
«Если у вас родился особый ребенок — успокойтесь. Ничего страшного не случилось! – уверена Елизавета Кириллова. - Первое, что нужно сделать, - пойти к хорошему специалисту, психологу или психотерапевту. В каждом ребенке обязательно заложен какой-то талант. Как мне сказала моя подруга, детский психолог: «Ты обязательно будешь гордиться своим сыном». Прошло 6 лет, он встал на горные лыжи, и было шестое занятие, ко мне подошел мужчина и спросил, сколько лет он занимается. На мой ответ, что это шестое занятие, он очень удивился и сказал, что такого не может быть. Тогда тренер объяснил, есть вещи, которые ребенку вообще не нужно объяснять, он просто интуитивно чувствует, как делать и классно делает сам. И поводов для радости в моей жизни появляется все больше!
Во-вторых, мужское воспитание очень важно. Когда мы переехали в квартиру на 11 этаже, Льву еще сложно было ходить. Я старалась часто носить его на руках. Даже там, где ребенок мог хотя бы несколько шагов пройти сам. И муж сказал: «Так, всё, хватит его жалеть, я не хочу растить из него девочку, пусть ходит сам ». И всё, на руках Льва больше не носили. Вместе с папой он ходил пешком до квартиры. Зато сейчас я могу сказать, физически мой сын развит даже лучше многих обычных ровесников. Вот это мужское воспитание: если ты сел есть, то всё доел. Поел — тарелку за собой убрал. Пришел — поставил аккуратно обувь и развешал одежду. Сказано ложиться спать — ложишься. Ребенок четко знает правила игры, и ему комфортно.
В-третьих, нужно сразу начинать учиться. Нужно обязательно получать новые знания. Важно самому понимать, как учить, развивать, воспитывать своего ребенка.
В-четвертых, нужно настроиться на инклюзию. Я смотрю по своему ребенку, который ходил в обычный детский сад. Насколько легко он пошел в школу! Он не боится перемен, детей, спокойно слушает учителя. То, что он был в обычном садике, - огромный плюс. У Льва там была и любимая девочка, и он слышал речь детей. Помню, у меня были какие-то неприятности, а тьютор из садика присылает мне фотографии, где он с этой девочкой играют и минуты отдыха сидят рядом как голубки. И я понимаю: мне теперь море по колено - от этого счастья в глазах детей».
«Хочешь быть счастливым — будь им»
В 2016 году Кириллова вместе с мужем и друзьями-таким же родителями особых детей зарегистрировала Челябинскую областную общественную организацию помощи детям «Открытое сердце». Она призвана решать проблемы особых детей — в образовании, воспитании, социализации. А еще — помогать их родителям верить в себя.
А еще Елизавета Кириллова считает, что таким ребенком нужно и важно вести четкий режим дня, недели, месяца, даже года. Если ребенок с диагнозом привык вставать в 6 утра, а здоровый его ровесник живет без рамок, ложится в 2 ночи и встает в 11, семье второго сложнее! Сын Елизаветы ходил в детский сад, теперь пошел в школу. Он знает, как пройдет его день. Родители запланировали поездку на выходные, решили, где проведут отпуск. Жизнь становится проще и размереннее!
«Самое главное в воспитании любого ребенка — это искренняя любовь и вера в него, - говорит Елизавета. - Можно воспитать любого ребенка, если будешь видеть его сильные качества и не будешь ни с кем сравнивать, не будешь давать волю негативным эмоциям или усталости. Ребенок должен расти в счастливой семье. А счастье – в простом. Добром слове, вере в себя и любви ко всему, что с тобой происходит в жизни. Ведь жизнь – это большой подарок. И его надо принимать с радостью».