Известно много фактов, когда советские граждане во время Великой Отечественной войны собирали деньги на танки и другую технику. Но вот чтобы один человек отдал сбережения на покупку самолёта и на нём же полетел воевать – это действительно удивительная история, похожая на вымысел. А между тем это правда – именно так поступил житель Челябинской области Геннадий Пашнин. В 1944 году он вместе с другом приобрёл самолет По-2 и отправился на фронт.
Его всегда тянуло в небо
Эту историю нашли в архивах Государственного исторического музея Южного Урала. Родился Геннадий Пашнин в 1917 году в селе Миасское, работал на заводе, попутно учился в вечернем техникуме. Южноуральца давно тянуло в небо. Был членом аэроклуба, окончил в 1936 году Высшую парашютную школу Осоавиахима. В армии, ещё до войны, он был пилотом 164-й отдельной авиационной эскадрильи связи 10-й воздушной армии.
В 1941 году Геннадий Пашнин служил на Дальнем Востоке. Когда началась война, просился на фронт, но его не отпускали – необходимо было и у границы с Китаем и Японией сохранять значительные силы. В итоге вместе со своим другом Акрамом Салахутдиновым он 4 мая 1944 года передал в Фонд обороны СССР 46 тысяч рублей - на покупку самолета По-2. Сохранилась даже справка Госбанка.
На этом самолёте Пашнин и Салахутдинов отправились на фронт – в состав 33-й эскадрильи связи 3-го Белорусского фронта.
День Победы встретил в воздухе
Друзья совершили более тысячи вылетов. Самолёт этот лёгкий, он известен также под названием «кукурузник». Тем не менее, благодаря простоте в управлении и эксплуатации, его использовали для самых различных целей – в качестве разведчика, для перевозки раненых и различного снаряжения, а также для заброски десанта и даже как бомбардировщик.
Удалось узнать, что в основном, Геннадий Пашнин с товарищем занимались доставкой радиостанций, батарей к ним, шифровок. Во время боёв за Восточную Пруссию в воздухе приходилось проводить по 6-7 часов, причём в сложных метеоусловиях.
Интересно, что даже День Победы Пашнин встретил в воздухе, когда возвращался в часть после ремонта самолёта.
За безупречное выполнение боевых заданий Геннадия Пашнина наградили орденом Отечественной войны ІІ степени и орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией».
После демобилизации в 1946 году свой самолёт Пашнин передал в Фонд обороны, а сам стал работать инструктором в Челябинском аэроклубе, занимался делами военнопленных, а после трудился в организациях гражданской обороны.
Деньги помогли собрать пчёлы
Схожие случаи были и в других регионах. Например, в Саратовской области в 1942 году колхозник Ферапонт Головатый из хутора Степной лично пришёл к директору местного авиационного завода и заявил, что хочет купить самолёт для фронта. А чтобы его слова звучали весомее, тут же выложил 100 тысяч рублей – астрономическую для тех времён сумму. Директор завода так растерялся, что начал звонить в Москву с просьбой разъяснить, имеет ли он право продавать самолёт? Пусть даже и для фронта.
Случай этот произвёл такое впечатление на руководство страны, что Ферапонт Головатый получил благодарность от Сталина. Колхозника сравнивали с Кузьмой Мининым. Откуда же у него были такие деньги? Оказалось, что в колхозе Ферапонт Петрович работал пчеловодом. А ещё у него была собственная пасека из 22 ульев. Именно мёд и позволил скопить значительную сумму. В удачный год Ферапонт Петрович мог получить до двух центнеров мёда. На деньги от продажи был приобретён самолет Як-1. Он провёл в боях больше полутора лет. Управлял боевой машиной Борис Ерёмин. Ни разу этот самолет не сбили, но со временем пришлось списать его из-за технического состояния.
Самое поразительное, что позднее Ферапонт Головатый собрал деньги и на второй самолёт, на котором лётчики сражались уже до Победы.
Кстати
Жители разных районов Южного Урала внесли огромный вклад в Победу, жертвуя своими средствами.
В декабре 1942 года колхозники Еткульского, Чебаркульского и Шадринского районов собрали 90 миллионов рублей – на эти деньги построили 150 танков, получивших название «Челябинские колхозники».
В Нязепетровске рабочие местного завода собрали больше 100 тысяч рублей на строительство самолета, который получил название «Нязепетровский машиностроитель».
В Троицком районе подготовили для фронта 3 тысячи племенных лошадей, что позволило укомплектовать 78-ю Уральскую кавалерийскую дивизию.