Недавно в Челябинской области прошёл конкурс среди учителей исправительных учреждений. Первое место заняла Татьяна Ронжина, которая преподаёт географию в школе №21 ИК-15. Такой конкурс проводят с 2009 года. Всего в регионе действуют три школы на территории исправительных колоний, а также 16 учебно-консультационных пунктов. Здесь преподают 150 учителей, некоторые из них имеют звания «Заслуженный учитель РФ» и «Отличник народного просвещения».
Чем отличаются уроки за решёткой от обычных? Как призывают учеников к порядку? И какие предметы у заключённых самые популярные? Об этом наш материал.
Дисциплина – совсем не проблема
Эльдар Гизатуллин, АиФ-Челябинск: Как вы попали в педагогику — может, ваши родители были преподавателями?
Татьяна Ронжина: Нет, никто из моих родных не был учителем – все они сельские жители. А мне всегда нравилось работать с детьми. Я четыре года училась на воспитателя детского сада. Но затем решила поступать в педагогический вуз. Потом преподавала в челябинском профтехучилище, а когда переехала в Копейск, то устроилась на работу в школу №21. Вот здесь мне сказали, что школа не совсем обычная – надо будет иногда вести уроки в исправительной колонии.
- И как вы отреагировали на то, что у вас будут такие необычные ученики?
- Честно говоря, было страшно. А родители и вовсе за голову схватились. Но оказалось, что можно было не бояться.
- Чем же отличается преподавание в школе исправительной колонии от обычной школы?
- Возраст у моих учеников разный – и 20, и 30, и даже 40 лет. Это только мужчины. Преподаю им, в основном, историю, обществознание и географию. Для взрослых тему приходится копать глубже, иногда надо уточнить ту или иную деталь и вернуться к ней позднее. Иногда приводят свои примеры из жизни – всплывают какие-то воспоминания. Чаще всего, жалеют о каких-то своих поступках. На уроках любят поговорить о политике, социальной сфере. География многим нравится – это ведь для заключённых как окно в мир.
- А приходится ли наводить дисциплину в классе? Теми же методами, что в обычной школе, или другими?
- Как раз с дисциплиной никаких проблем нет. Это для детей школа – повинность, они приходят, чтобы пообщаться друг с другом, повеселиться. Поэтому дисциплина иногда хромает. Зачастую и голос приходится повышать. А в колонии мои ученики – это взрослые люди. Они приходят именно учиться. И, конечно, отвлечься от монотонных будней.
Но некоторые приёмы используют, как обычные ученики, чтобы уйти от вопросов и отвлечь учителя от темы. В колонии обычно любят меня спрашивать о жизни за стенами учреждения. Как в любом классе есть болтуны и тихони. Могут и тихонько сматериться, если что-то не получается, азговаривать о чём-то своём с соседом. Но в целом дисциплина в таком классе – не проблема.
- Интересно, в обычной школе какие классы самые сложные? Старшие или младшие?
- Безусловно, самые сложные это 5-6 классы. В начальной школе ты с учениками как наседка с цыплятами, да и дети послушные. В старших классах ребята уже сознательные – знают, для чего им нужно учиться. А вот те, что называется, посередине – это самая непростая категория. К тому же, они переходят из класса в класс, учителя у них разные.
- А ваши обычные ученики знают о работе в колонии?
- Знают. Удивляются, спрашивают: «А вам не страшно? А что вы им преподаёте?».
Когда был «хе-хе век»?
- Как вы готовитесь к урокам? Все ли уроки такие необычные, как в случае с Африкой, когда вы предлагали попробовать тропические фрукты?
- Не секрет, что есть темы скучные, а есть интересные. Я выбрала Африку для наглядности. Цель была обобщить и закрепить тему. Обычно используют карты, но я подумала – нельзя ли использовать что-то ещё? Принесла на урок финики, банан, кофе и арахис – культуры, которые выращивают в африканских странах. Кроме того, использовала принцип «чёрного ящика» - надо было угадать, что внутри.
Некоторые мои ученики и фиников до этого не пробовали. Зато сейчас, благодаря такой подаче, они, вероятно, на всю жизнь запомнили, что выращивают в Африке.
Конечно, на обществоведении с наглядностью сложнее – на эти уроки я обычно приношу документы. А вообще принцип «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» работает на любом уроке.
- А какая цель у ваших учеников? Или посещать уроки – это обязанность?
- Цель – получить аттестат о среднем образовании. Не у всех он есть. До 30 лет это обязательно, а затем по желанию. Если заключённый посещает занятия, это влияет и на условно-досрочное освобождение.
Учебная программа – та же самая, что и в обычных школах. Те же самые учебники, и тот же самый аттестат. Есть и домашние задания, но они не обязательны.
- Получается, ставите хорошие и плохие оценки?
- Конечно. И как в любой школе есть и отличники, и хорошисты, и троечники, и двоечники. Уровень у всех разный. Встречались и такие, кто не умел читать и писать. Или же читал еле-еле, по слогам. Помню, смешной случай – в тексте было написано ХХ век, так ученик прочитал это как «хе-хе век», потому что просто не знал римских цифр!
- Продолжил ли кто-либо из ваших учеников образование, когда покинул ИК?
- Есть такие – получают затем и высшее образование. Один поступил даже в духовную семинарию. Некоторые решают изучать психологию и юриспруденцию – ведь в законах многие заключённые хорошо разбираются. Большой популярностью пользуется английский язык – даже дополнительно им занимаются.
Преступление – запретная тема
- Интересно, а бывают ли у таких учеников перемены?
- Конечно, бывают. Правда, во время перемены никого не выпускают из класса – они сидят и общаются. Перемены нужны также для того, чтобы поменялся учитель. Каждый урок длится по 45 минут. В день обычно 6-8 уроков – всё, как в обычной школе. Бывает, что учителя уже в классе, а учеников приводят потом. Бывает, и наоборот.
- Случались ли на уроках нестандартные ситуации?
- Нет, всё спокойно. В классе всегда присутствует сотрудник колонии. Кстати, я всегда нахожусь на уроке за решёткой – это требование безопасности. Ведь заключённые колонии - рецидивисты. Но, подчеркну, нам никогда не сообщают, за что осужден тот или иной человек – чтобы это не влияло на мое восприятие. Это запретная тема. Так что все они просто ученики.