Учитель биологии Елена Михайлова 33 года посвятила челябинской школе №30. У педагога немало звездных воспитанников, в числе которых клипмейкер Алина Пязок, актеры Леонид Тележинский, Донат Гильманшин и многие другие. Она - человек широчайшего кругозора, любящий жизнь во всех ее проявлениях. Елена Михайлова рассказала корреспонденту АиФ-Челябинск, как увлечь современных школьников учебой.
«Я еще в адеквате»
Олеся Горюк, АиФ-Челябинск: Мы сейчас на школьном дворе…
Елена Михайлова: Моя мечта - посадить здесь ботанический сад. Правда до этого еще как до луны. Надо, чтобы вся школа захотела, а не только Михайлова. Я в Мелихово, где усадьба Чехова, 2 года назад увидела, как вековую иву спилили. Вполне возможно, Чехов ее и посадил. Спрашиваю рабочих: можно пару веточек взять? Они отвечают: хоть всю забирайте. Вот эти веточки - прижились, растут!
Я на нашем пришкольном участке соединила три ветви Демидовых. Сирень привезла из Быковки - там родовое гнездо нижегородской ветви Демидовых. В Соликамске есть ботанический сад Григория Демидова - вот этот бересклет оттуда. А в Ярославле ботанический сад создал Павел Демидов. Я там купила саженец каштана - вот он, смотри, тоже прижился.
- Наши читатели сейчас подумают: откуда у учителя деньги на эти поездки?..
- Отвечаю: у меня и зарплата, и пенсия. Если бы была только зарплата - какие поездки. 20 тысяч я получаю, а мойщица посуды в магазине - 18! Сейчас ваши читатели подумают: а не пора ли ей в 65 лет на пенсию? Отвечаю: не пора. Я еще в адеквате. Знаете, как всемирный День туризма отметила? С пятиклассниками ходила на Сугомак. Коллега моя должна была с ними поехать, но не поехала, потому что ее укачивает в автобусе. И я с палочками забралась. Мне было интересно за пятиклассниками понаблюдать, какие они, как общаются вне школы.
- Эти дети сильно отличаются от прежних? От нас, например?
- Почти такие же, только сильно зависают в этих своих телефонах. Есть, конечно, и другие отличия. Раньше ученики были более открыты, обо всем могли меня спросить. Я тему урока откладывала в сторону и разговаривала с ними. А современным детям это не нужно: они спросят интернет.
- Вас это огорчает?
- Немного. Но я стараюсь заразить их интересом к жизни. В октябре прошлого года поехала в Комарово Ленинградской области, побывала на могиле Ахматовой. Когда подходила к электричке - увидела вооот такого большого дождевого червя! Взять его я не могла. Сняла на видео, потом показала пятиклассникам. Ну, а одиннадцатиклассникам я не только червя, но и могилу Ахматовой показала. Стихи не стала читать - не моя епархия.
- Елена Алексеевна, эта ваша стратегия с червем - работает?
- Мне родительница одна рассказывает: «В лес пошли, смотрю, сын чего-то снимает. На дачу поехали - снимает. Спрашиваю: для чего это тебе? Оказывается, для биологии». Все, моя цель достигнута! Или другой пример. У одной ученицы папа - рыбак. Мы изучаем зоологию, и девочка в банке рака принесла. «Папа,- говорит, - в сетях нашел». Мы этого рака подробно рассмотрели. Каждое движение, строение, окраску. Где бы я рака осенью нашла? Потом ее папа второй раз поехал на рыбалку и вернул этого рака на место - прекрасно. Вот мне это важно! Один ученик написал в сочинении: «Хочу походить на Елену Алексеевну». Это было лет 10 назад.
- Вообще, если говорить о кумирах - у современной молодежи их нет. На кого походить? Раньше был Юрий Гагарин…
- Я детей на элективе попросила видео выступлений паралимпийев скачать. Человек без двух ног - а бежит. Хоть этим зацепить. Ребятам говорю: плохо вам - съездите в путешествие. На Сугомак поднимитесь - всякая дурь пройдет! Как Пржевальский сказал: жизнь прекрасна тем, что можно путешествовать.
«Креативно работаешь - получаешь по шее»
- Уже есть планы будущих поездок?
- В начале октября я еду в Ярославль, там сейчас мой ученик Донат Гильманшин. Я не была его классным руководителем, но мы с ним дружили. Я много ему рассказывала о Вольховском, и сейчас он учится на отделении актеров театра. У него будет дипломный спектакль, и я туда еду, чтобы моего любимого ученика поддержать.
Я могла спросить учеников: идем в театр? И полкласса шли. Ты спрашивала про кумиров - актеры были их кумирами, девчонки в них влюблялись.
- С какими учениками бывает сложно?
- Попадаются периодически такие ребята - замкнутые, ни с кем не общаются. Был один мальчик, сидел всегда как звереныш. Я в театре Образова купила куклу Машку. Подошла к нему и рукой куклы его коснулась. И впервые увидела у ребенка улыбку. Так у него ж там жизнь-то есть! То есть с этим можно работать. Но когда в классе еще 29 человек, сделать это очень сложно. С хулиганами проще.
- Дети копируют своих родителей, повторяют их судьбу. А школа может этот порочный круг разорвать?
- Если все будут действовать как одна команда, шанс есть. Но далеко не всегда такое происходит.
Думаешь, все так гладко в моей профессии? Далеко не все. Вот учебник биологии за 5 класс. Тема: «Природные зоны». Читай вот эту фразу: «Представьте, что вы летите на самолете из Воркуты в Сочи». Какие природные зоны будут видны с самолета? Никаких. В осенние каникулы я поехала в Воркуту. Каждый год 4 ноября там устраивается День оленевода. Пока ехала поездом, сняла видео, как тайга переходит в тундру. Показала потом детям, они увидели контраст. Сняла оленьи бега, костюмы. Видео записала с победителем конкурса оленеводов, он по моей просьбе передал Челябинску привет.
Приезжаю счастливая, показываю это все детям. И тут раз - прилетает жалоба. Родительница пишет: «А чего это она показывает свою Воркуту?»
Я тут прекрасную статью прочитала в Литературной газете: «Родительский терроризм, или почему я ушла из школы». Это черта нашего времени: креативно работаешь - получаешь по шее. Но я по-другому не могу.